Не площадью единой: как активисты предлагают улучшить город

Общественная организация «Міські реформи» громко заявила о себе во время акций против блиц-конкурса на памятный знак на площади Свободы в Харькове. Активисты собирали подписи за его отмену, затем подали в суд на горсовет за стартовавший с нарушениями конкурс, позже — провели митинг против победившего эскиза «одоробла». Благодаря огласке суд все-таки приступил к рассмотрению дела.

Группа активистов — это архитекторы, дизайнеры, филологи, менеджеры культуры, волонтеры общественных инициатив по улучшению Харькова. Город меняется, растет, и стоит обратить внимание на эти изменения, считают общественники. Что еще, кроме «свободной площади Свободы», предлагают «Міські реформи»?

«В своей работе мы каждый день наблюдаем, что жители подстраиваются под город, как к постоянным и неотвратимым стихийным бедствиям, к тому, что может он им дать, ломают себя под него и не понимают, почему не может быть всё просто и хорошо. Почему здесь возникла церковь и еще одна церковь, место, где было удобно переходить дорогу, загородили забором, почему человек на коляске или с ней не может уйти дальше своего двора без чужой помощи», — рассказывает глава организации Александра Нарыжная.

Активисты пытаются своими проектами улучшить Харьков. В организации есть несколько направлений работы, которые часто пересекаются между собой: устойчивый транспорт, публичное пространство города, урбанистическое просвещение, стратегии развития территорий.

Харьков велосипедный

Свою идею организаторы описали в формате Концепции развития велосипедного движения и инфраструктуры. По мнению общественников, важно наконец-то включить велосипед как отдельный вид транспорта в стратегические градостроительные документы Харькова: транспортные схемы города, генплан, ежегодную программу экономического и социального развития, программу развития и реформирования жилищно-коммунального хозяйства, правила благоустройства территории и т. п.

Концепция предлагает интегрировать велосипедистов в город, переполненный общественным транспортом так, чтобы соблюдалась безопасность движения.

«Велосипедом на работу», апрель 2015 г.

Активисты решили заручиться поддержкой местных властей. Концепцию велосипедного развития Харькова должен утверждать горсовет с обязательным указанием сроков выполнения задач. Собрав более 1000 одобрений от местных жителей, авторы инициативы направили письмо мэру Геннадию Кернесу и опубликовали на сайте горсовета электронную петицию с аналогичной просьбой.

В январе 2016-го городской голова рассмотрел петицию и ответил, что «исполнительными органами Харьковского городского совета совместно с ОО «Городские реформы» дорабатывается и готовится к утверждению проект вышеупомянутой Концепции». С тех пор результатов все еще нет.

Пока местным велосипедистам приходится довольствоваться велодорожкой вдоль Белгородского шоссе и в районе спуска Веснина.

Больше места пешеходам

Знаете, сколько места занимает один автомобиль на парковке? Активисты «Міських реформ»показали, как много общественного пространства отбирает у горожан этот вид транспорта с помощью парклета — деревянной инсталляции для отдыха в людном месте. Вместо скучных лавочек место оформлено цветами и растениями в специальных ящиках, в корзинках для еды лежат печенье и пряники, так что любой проходящий мимо может присесть и выпить кофе со сладостями, пообщаться в уютном месте в центре города, да еще и на свежем воздухе.

В рамках Европейской недели мобильности 22 сентября прошлого года активисты провели день на сделанном собственноручно парклете на улице Пушкинской. Создатели проекта разъясняли прохожим, как это может сделать город чище и удобнее.

«Для пешехода этот участок улицы — отрезок пути, скоростного перемещения, хоть и наполнен кофейнями, кондитерской и книжным магазином, но на этом месте никто не задерживается из-за обилия рекламы, ступенек, занимающих половину тротуара, и других отталкивающих пешехода элементов. Порог чувствительности и восприятия деталей стремительно снижается, не оставляя человеку возможности выступать ни в какой роли, кроме бегущего мимо», — говорит архитектор Богдан Волынский.

«Первая пешеходная улица», сентябрь 2015 г.

Подобным мероприятием стал проект «Первая пешеходная улица» на Квитки-Основьяненко в 2015 году. Организаторы стремились показать горожанам, что может происходить на улице без автомобилей и как она превращается в активное общественное пространство, подобное местам отдыха — ресторанам или паркам.

Троллейбус от парка до парка

Живя в городе-миллионнике, невозможно не пользоваться общественным транспортом. Активисты понимают: велосипеды есть не у всех, велодорожек в Харькове на сегодня мало, а желание быть мобильным и везде успевать остается. Поэтому общественники предложили запустить троллейбус по улице Сумской.

Предполагаемый маршрут — от кинотеатра «Зірка», вдоль улицы Сумской до Центрального парка с обустроенными 17-ю остановками на расстоянии не более 400 метров друг от друга.

«Этот троллейбус будет обеспечивать комфортное передвижение по центру города, которое стало невозможным после демонтажа трамвайной линии с площади Конституции, улицы Пушкинской и улицы Ярослава Мудрого и изменения маршрутов трамвая № 5, 7 и 11», — поясняют инициаторы проекта.

Также активисты отмечают, что в городе есть большая доля маломобильного населения (пенсионеры, родители с детьми, инвалиды — в частности, вернувшиеся домой участники АТО), и эта часть граждан нуждается в качественной, доступной инфраструктуре в центре города. Ситуацию, по мнению авторов маршрута, может исправить проект «Троллейбус на Сумскую».

С помощью него туристы познакомятся с достопримечательностями Харькова и быстро доедут в нужное место, пенсионеры без пересадок попадут в центры предоставления админуслуг, а студенты и дети с родителями проедутся от одного центрального парка к другому за считанные минуты.

#Конкурс_Свободи

Митинг под Дзержинским райсудом Харькова. Фото: Игорь Лептуга

На сегодня активисты полностью погружены в подготовку к судам против строительства на площади Свободы. Дзержинский районный суд принял иск общественников против действий исполкома горсовета. Появилась надежда, что креатив и настойчивость харьковчан помогут решить проблему городского масштаба.

По словам активистки Ирины Сальник, основное требование к местным властям — не ставить на месте «павшего» Ленина стелу с ангелом и крестом на вершине. Если и выбирать какой-то памятник, то только через открытый международный конкурс с привлечением иностранных архитекторов.

Общественники вместе с коллегами и поддержавшими их харьковчанами предлагают сначала задуматься: нужен ли на площади новый монумент? Куда практичней, считают ребята, оставить местность в покое и сделать ее более безопасной для пешеходов.

«Город — это не только скорость, прогулка за забором, работа и стресс вне уютного дома. Хороший город — это там, где хочется останавливаться, рассматривать, замечать природу и играть с детьми на улице, а не в специально отведенных для этого местах», — уверены общественники.

ещё по теме:

Жизнь со статусом «плюс»

Немного о Вадиме Пассеке

Поймали теплую осень

Денис Евдокименко: «Полицейские никогда не приезжают туда, где все классно»

С ноября повысится тариф на газ

опубликовано

3 марта 2017

текст

Алена Нагаевщук

фото

Инна Роменская

просмотров

840

поделиться