«Мы все план “Б” друг друга». Как локальный фестиваль стал международным | Накипело
События

«Мы все план “Б” друг друга». Как локальный фестиваль стал международным

Хочешь что-то изменить — сделай это сам. Четыре года назад такой принцип выбрала для себя команда фестиваля PLAN B.

До интервью с директоркой фестиваля Алиной Ханбабаевой — полчаса. Место встречи — «Культура Звука». От магазинчика hi-fi техники и музыкальных пластинок проект дорос до организатора вечеринок электронной музыки, а после — до музыкальной школы. Ребята обучают диджеингу, игре на фортепиано, вокалу и продакшену.

Шагаем вдоль Харьковской Набережной. Не доходя до моста на Московском проспекте, сворачиваем и попадаем в райончик одноэтажных домов: жилых и полуразрушенных. Останавливаемся около серой бронированной двери одного из зданий. Вход — по звонку. Парень открывает дверь, впускает нас и сразу же садится за компьютер монтировать. Рядом курит его напарник. В комнате приглушенный темно-оранжевый свет и устойчивый запах сигарет. На входе — барная стойка с дорогим алкоголем, в конце комнаты — звукозаписывающая студия. Здесь и огромные пульты с десятками кнопок, и подсвеченная клавиатура, и микрофоны с инструментами. Из колонок доносится музыка. Мягкие пуфы и советский ковер на полу — традиционное украшение подобных мест.

«В Харькове очень не хватало такого клуба, — говорит Алина, пока мы настраиваем камеру. — Кстати, в Славянске диджеям тоже негде было играть, а людям — негде развлечься. Можно пойти на кофе, покурить кальян, сходить на большой городской праздник, а на вечеринку электронной музыки — нет. Теперь там для этого есть Shum Rave».

В течение карантина PLAN B вместе с Shum Rave проводили онлайн-вечеринки. Новый формат фестиваля включал шесть концертов. За время эфиров потанцевали более 15 000 зрителей.

«Нам писали: “О, мы не знали, что на Донбассе есть музыканты, играющие техно”. Для меня это очень вдохновляющие вещи. У нас же в Украине нет хорошей инфраструктуры для музыки, рынок только развивается. Чем дальше от столицы, тем меньше у людей ресурсов, тем чаще они вынуждены создавать что-то самостоятельно», — продолжает Алина.

И в этом — весь PLAN B. Просим Алину вспомнить, с чего все началось…


«Нам не хватало большого фестиваля, в том числе музыкального, места, где люди могли бы обмениваться опытом. В Украине есть масса похожих инициатив, создающих то, чего им не хватает в повседневной жизни. Но они могут друг о друге не знать. Чтобы познакомить их, PLAN B и появился», — рассказывает Алина Ханбабаева.

Сейчас PLAN B — это мероприятия четырех дней по трем направлениям:

  • тренировочный лагерь Idea Boot Camp для активистов и специалистов различных сфер: от музыкальных и технологичных — до образовательных и антикоррупционных инициатив;
  • дискуссии и презентации социально-культурных проектов;
  • концерты современной неформатной музыки.

«Попадая на PLAN B, человек становится частью мирового контекста. В некотором смысле и Харьков становится частью этого контекста. Люди из разных стран приезжают к нам и видят, что здесь на самом деле происходит, видят людей, которые делают что-то интересное, и уезжают домой в Бейрут, Барселону, Амстердам, Берлин, Питтсбург или Приштину с новым свежим представлением о Харькове и об Украине», — считает Алина.

Международный формат команда сохранила и на карантине, организовав онлайн Idea Boot Camp с менторами из Грузии, Великобритании, США, Ливана, Сербии, Австрии.

«У нас була така класна вмотивована менторка з Австрії. Спочатку ми з командою не розуміли, чим вона нам допоможе. Ми готуємо інклюзивні вечірки у Харкові, а вона — експертка з прав людини, — вспоминает Василиса Гайденко, участница Idea Boot Camp. — У результаті вона дуже м'яко підвела до того, що ми не маємо бути грантозалежними. Разом відшукали у проєкті складову, завдяки якій зможемо займатись соціальним підприємництвом, тобто продавати свої культурні послуги».

Будь то хендмейд-изделия, фестиваль или фильм — создание любого креативного продукта стоит денег. Научиться монетизировать проекты и выходить хотя бы в «ноль» — один из главных запросов участников нынешнего кэмпа. 

Мы часто недооцениваем собственные навыки, полагает еще один участник Idea Boot Camp Виталий Собченко. Его вдохновляет проект ментора из Бейрута. Иностранец своими силами превратил «вечеринку на заднем дворе» в масштабный фестиваль. Чем не мотивация повторить такое же у себя дома? На кэмпе Виталий представляет проект #СаміСобіФест.

«Мы разбили фестиваль на локации: зона выставок, ярмарок, фудкорт, зона отдыха и детская площадка. Плюс общественное пространство для креативщиков: его мы планируем оформить после фестиваля в виде места для отдыха и общения, — делится идеями Виталий. — Культура делает людей, а люди — культурное место. И сразу же появляются выдающиеся личности, которыми мы потом гордимся: музыканты, художники, артисты. Мне кажется, в Харькове не хватает заведения, где бы они собирались после мероприятий».

Объединить культурных менеджеров, музыкантов и активистов — ключевая, но не единственная задача фестиваля. Если где-то не сработал план «А», можно поделиться своим планом «Б». Так впервые площадкой для концертов стала Донецкая область. Заводы-шахты-терриконы — современный Донбасс давно о другом. Здесь живет молодежь, готовая бороться со стереотипами и менять общество.

«У нас регіон дуже подразнений. Люди притіснялися у часи Радянського Союзу, потім були 90-ті… Щодо Донецької області існує стереотип, що тут лише бандити. Потім війна з Росією почалась. Треба щось робити із цими уявленнями, змінювати упередженість людей. Із цим дуже допомагає PLAN B», — говорит Николай Дорохов, ментор Idea Boot Camp и руководитель молодежной платформы «Вільна Хата» в Краматорске.

Вместе с Юрием Дидулой из волонтерского проекта «Будуємо Україну Разом» в мае 2015-го он провел фестиваль «Гаївки» в нестандартном для региона формате.

«Ми намагались відродити традиції святкування Великодня. Гаївки — це на галицькому діалекті ігри, у які грають із приходом тепла навесні. Людям дуже зайшло. А ще особливість фестивалю в тому, що це був перший захід під відкритим небом після військових дій у Краматорську».

PLAN B запустил культурное движение: от районных центров Львовской и Донецкой области — до городов-миллионников Харькова и Киева. Алина Ханбабаева не перестает повторять: «Мы все — план “Б” друг друга, потому что усиливаем друга друга и выстраиваем комьюнити вокруг проекта». В октябре команда хочет вернуться к офлайн-формату и готовит программу с лекциями по кризис-менеджменту, краудфандингу, фактчекингу и другим практическим инструментам.

Алина Ханбабаева: «Представьте: чтобы сделать вечеринку в Харькове, мне достаточно пойти к подрядчику по аренде звука и взять у него любую аппаратуру. Чтобы то же самое сделать в Славянске, нам пришлось часть аппаратуры везти из Харькова. Другой пример — ребята из Торецка (город, расположенный максимально близко к линии фронта) проводят концерты просто в парках и открыли школу диджеинга. После встречи с ними я постоянно думаю: ведь люди работают в гораздо более сложных условиях, чем мы, и становятся примером для других. Как же это круто».

Полную версию интервью с Алиной Ханбабаевой слушайте в нашем подкасте:

ПОДПИШИТЕСЬ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПЕЛО, чтобы быть в курсе свежих новостей.

ПОДПИШИТЕСЬ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПЕЛО

В случае массовых потасовок на улицах города мы вас оповестим