Уроки карантина. Как культурные проекты оживают после изоляции | Накипело
События

Уроки карантина. Как культурные проекты оживают после изоляции

Два месяца развлечения вне дома были под запретом. Без посетителей остались сотни учреждений культуры и открытые площадки. Для одних карантин стал временем поиска новых возможностей, для других — периодом выживания.

PLAN B fest: диджейские сеты и воркшопы онлайн

Алина Ханбабаева, директорка PLAN B fest, говорит, что впервые за время работы над фестивалем подробно узнала об онлайн-предпочтениях аудитории. Люди смотрят образовательный ивенты, стримы концертов, и чаще не в прямом эфире, а в записи. Опрос организаторы запустили накануне карантинного формата PLAN B в ответ на пандемию и всемирную изоляцию. Дискуссии и выступления диджеев онлайн посмотрели более 15 000 человек.

Традиционный PLAN B fest вместо апреля пройдет в октябре. Но одну важную составляющую фестиваля — Idea Boot Camp — переносить не хотелось. На двухдневный образовательный воркшоп отобрали 86 социальных и культурных проектов из 300 предложенных. Участники из крупных городов и поселков Украины мечтают воплотить свои идеи в жизнь. Сейчас они удаленно общаются с 28-ю украинскими и зарубежными менторами — от Кубы до Балкан, Сербии, Македонии, от США до Испании, Германии, Нидерландов, от Украины до Зимбабве. Участники получают моментальный фидбек экспертов. Изучают менеджмент, способы монетизации и визуального оформления проектов, устойчивое развитие общественных инициатив, учатся создавать и продвигать бренд, общаться со СМИ и выстраивать вокруг себя комьюнити.

Алина считает, новый Idea Boot Camp имеет шанс стать продуктивнее офлайна. Может, до осени мы увидим готовый проект кого-то из участников.

На карантине команда выясняла, какие новые форматы впишутся в проект и рекомендации Минздрава. Приглашать иностранных спикеров означает обеспечить безопасность и технически удобный синхронный перевод. Для этого тестируют возможность выбирать язык перевода в Zoom, чтобы зрители со всего мира могли присоединиться к фестивалю дистанционно.

Plan B на карантине. Фоторепортаж

Вечера на PLAN B fest музыкальные, а днем проходят дискуссии и лекции. Эту часть программы приходится часто переписывать, говорит Алина. Некоторые темы теряют актуальность через неделю, появляются поинтереснее. К утвержденным в программе инициативам добавятся посткарантинные.

«Тема пандемии новая для всех, возможно, кроме ученых и вирусологов, которые несколько лет назад говорили об опасности мировой эпидемии. Думаю, к осени добавятся классные кейсы о том, как люди взаимодействуют в новых условиях и объединяются, чтобы противостоять нашей общей беде. Будет больше размышлений об адаптивности и примеров гибких проектов».

В суматохе оказалось не так много времени проанализировать свою работу. Важно мотивировать коллег не опускать руки.

«Когда человек работает в государственном секторе культуры, у него есть понятный соцпакет, нормированный график и фиксированная зарплата — это базовые вещи для людей. В этом плане нам все еще сложно конкурировать. Люди могут выгорать, если долго находятся в состоянии неизвестности, когда не понятно, что будет с проектом. Часто происходит текучка кадров. Поэтому сейчас нам важно поддерживать команду, в том числе финансово, — говорит Алина Ханбабаева. — Негосударственному сектору нужно создавать такие схемы, при которых проект продолжит стабильно работать, даже если его покинет один из членов команды или не будет донора. У нас пока грантовое финансирование, и мы понимаем, что так может быть не всегда. Наряду с поиском новых форм общения с аудиторией, важко разнообразить источники дохода».

Cxid Opera: клипы на удаленке и подготовка к летнему open air

Оставалась неделя до премьеры балета «Спартак», и вдруг — карантин. Билеты проданы на четыре показа. Зрители ожидали еще одну майскую новинку — оперу «Вишиваний. Король України» на либретто Сергея Жадана. Армен Калоян, главный режиссер театра, уверяет, что выступления состоятся — билеты люди не возвращали. Однако возобновить постановки в новых условиях сложно.

«Мы можем наполнить зрительский зал только на 30% — это около 300 человек для 1000-й площадки, фактически малый зал. Мы планировали показать “Спартака” четыре раза, а теперь придется вдвое больше раз собирать публику, — рассказывает Армен. — Это физически сложный балет: много боев, поддержек, трюков, массовых сцен. Его трудно показать даже двойным составом один за другим. После него артистам нужно еще неделю-две восстанавливаться».

Зарплату сотрудникам театра сохранили. Администрация и художественное руководство на карантине работали стабильно. Артистам же пришлось искать место для репетиций. Не все сопрано и теноры, музыканты и танцоры могут заниматься дома. Одни солисты надевали маски и приходили парами к концертмейстерам, другие — созванивались с репетиторами онлайн. О жизни на удаленке ансамбль Cxid Opera выпустил клип.

С послаблением карантина артистов в кулуарах прибавилось. По словам Армена Калояна, крупные офлайновые мероприятия теперь нужно переносить в онлайн, и ему как человеку, привыкшему работать с артистами вживую, это дается непросто. С другой стороны, так рождаются креативные форматы.

31 мая театр уходит в отпуск и в июле возобновит подготовку к летней open air-программе. Планируют показать существующий репертуар в формате оперы-пикника. Проект создавался на аудиторию в 400 человек. Как сделать площадку комфортной и безопасной — открытый вопрос.

«Регулярно общаемся на эту тему с мировыми театрами. Все впервые оказались в одинаково сложных условиях. Берлинская опера и Grand Opéra во Франции рассказывают, как они рассаживают зрителей, а мы делимся своим опытом, — говорит режиссер. — Все пор сих пор ищут оптимальные решения, в частности, как зарабатывать в нестабильное время. Изначально театр — дело неприбыльное. Крупнейшие в мире Metropolitan Opera в Нью-Йорке, Grand Opéra в Париже держатся на вложениях инвесторов. Украинский бизнес тоже интересуется театром, но им тяжело быть альтруистами в нашей стране. Инвестор будет вкладывать деньги туда, где работает. В случае театра это рискованно. Нам помог бы закон о спонсорстве и меценатстве, как в Европе и США. У них проще с налогами на такие вложения».

GOGOLFEST: спектакль-телемост и цифровой театральный сериал

В прошлом году GOGOLFEST вошел в пятерку лучших фестивалей Европы. До карантина команда строила большие планы — гастролировать по всеукраинским фестивалям и провести свои мероприятия в Киеве, Полтаве, Харькове, Днепре, Херсоне, Ивано-Франковске, Виннице, Одессе, Ужгороде, Фастове, Мариуполе и Славутиче. Под каждый ивент подвязано около 50 театральных коллективов и местные координаторы. В итоге спектакли и гастроли — на паузе. Вся работа перешла в интернет и дала первые положительные результаты.

Онлайн-флешмоб ALAMBARI, организованный командой фестиваля, попал в Книгу рекордов Украины как первое цифровое знаковое событие. Участники акции получили сценарий с заданием — снять видео о своей жизни в изоляции. Ролики смонтировали в общую историю о 150 людях из 23 стран и 57 городов.

«Мы приняли вызовы пандемии и запустили проекты с новыми технологиями. В моей жизни это один из наиболее продуктивных периодов работы. Скорость реализации идей и контакт с аудиторией еще никогда не происходил так стремительно и эффективно», — рассказывает Андрей Палатный, театральный куратор GOGOLFEST и менеджер Центра современного искусства «ДАХ».

Онлайн-формат освежил существующий проект команды. Спектакль “Ромео встретил Джульетту” — интерпретация произведения Шекспира в исполнении юных актеров Мариупольского городского лицея и театральной студии Kulturbrigaden в Дортмунде. На расстоянии в 2500 километров артисты из Украины и Германии одновременно играют на двух сценах, а происходящее транслируется в оба зала в прямом эфире. В обновленном цифровом спектакле нашлось место и карантину. Теперь LORENZ.IO — это компьютерная игра, где подростки выбирают миф о Ромео и Джульетте и оказываются в сюжете пьесы. Виртуальный мир переплетается с реальной изоляцией.

«С переходом в онлайн появилась новая школа актерской игры. Артист одновременно оператор, виджей, режиссер кадра. Zoom имеет свой внутренний монтаж, и это позволяет актеру менять акценты в сюжете. Можно создавать контент, ориентируясь не только локальный, но и на мировой контекст. Теперь наша аудитория — весь мир», — говорит Андрей.

По его мнению, карантин подтвердил тот факт, что в Украине независимый культурный сектор может рассчитывать лишь на себя. Аренда офисов и площадок для репетиций, выступлений, денежные компенсации команде — значительная, но не единственная часть расходов. Проекты должны стремиться к самоокупаемости. Поэтому актеры «ДАХ» вместе с режиссером Владом Троицким создали цифровой театральный сериал с платной подпиской. ZoomTime [СМУТА] — трехсерийная история о Смутных временах Годунова, Ивана Грозного и Лжедмитрия. Место действия — онлайн-конференция Zoom. В зависимости от выбранной подписки зритель может следить за отдельными персонажами или за всей сценой, а после просмотра присоединиться к диалогу или дискуссии с режиссером и драматургом.

Где взять деньги на креатив

В Украинском культурном фонде на этот год есть 400 860 000 гривен. После сокращения государственного бюджета порядка 200 ранее отобранных проектов УКФ не сможет поддержать. Масштабные мероприятия, связанные с поездками по стране и за рубеж, переносят на следующий год.

Гранты — временная история. Национальные и международные доноры избирательны в выборе достойных для финансирования проектов. Экспертка по креативным индустриям Екатерина Заславская советует культурным инициативам пробовать разные способы финансирования.

«Будем честны, украинский рынок краудфандинга еще на уровне развития. Успех на такой площадке зависит от двух факторов: инновационности идеи, решающей вызовы современности, и бренда проекта. Когда поклонники трубят о вас во всех соцсетях, будет проще собрать деньги», — считает специалистка.

Инвестировать в культуру может бизнес. Хотя компании стараются оптимизировать расходы, культурным менеджерам стоит задуматься: чем они могут быть полезны бизнесу?

«Сейчас сложно заработать, но реально заявить о себе, на ценностном уровне сделать что-то полезное и собрать поклонников, — считает Екатерина Заславская. — В мире существует тренд на ко-продукты — совместные проекты компаний и креативного сектора. Бизнесы ищут инновационные решения выхода из кризиса. Например, им могут понадобиться нестандартные форматы офлайн-встреч и мероприятий. Почему бы организаторам ивентов не подумать, как удовлетворить эту потребность с соблюдением всех норм безопасности? На старте ваше предложение могут не купить, но после карантина вы получите потенциальных клиентов».

По мнению Екатерины, креативным индустриям нужно ориентироваться на экспорт. Выход на международный рынок позволит дольше оставаться на плаву во время кризиса.

Реально ли проекту выжить, если в него вложились только организаторы? Конечно. Такой тип финансирования называется бутстрэппинг. Здесь важно быстро презентовать продукт, получить первый отклик аудитории и понять, стоит ли продолжать. Метод подойдет краткосрочным проектам и особенно актуален сегодня, в постоянно меняющихся условиях жизни.

Матеріал опубліковано в рамках програми Media Emergency Fund, яку реалізує Львівський медіафорум, за фінансової підтримки Міністерства закордонних справ Чеської Республіки у рамках Transition Promotion Program. Погляди, викладені у цьому матеріалі, належать авторам і не відображають офіційну позицію МЗС Чеської Республіки.

ПОДПИШИТЕСЬ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПЕЛО, чтобы быть в курсе свежих новостей.

ПОДПИШИТЕСЬ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПЕЛО

В случае массовых потасовок на улицах города мы вас оповестим