Как защитить права инклюзивного ребенка в школе

В сентябре систему среднего образования ждут перемены: в этом году дети с особенностями физического и умственного развития пойдут в школу наравне с другими детьми. Журналисты «Накипело» побывали на встрече с Марией Ясеновской, экспертом по правам ребенка и проблемам дискриминации по признаку инвалидности, и по ее советам написали статью о нарушениях права “особенного” ребенка в обычной школе и способах их защиты.

Как должно быть в идеале

В идеале — с 1 сентября 2017 года дети с особенностями развития смогут пойти учиться в обычную школу в инклюзивные классы. В нем должны заниматься не более 20 детей, из них «особенными» могут быть не более двух. Учитель должен подобрать комфортный и удобный для каждого ребенка режим учебы, а способствовать процессам обучения и адаптации будет ассистент, работающий на полставки.

В случае если ребенку нужны специальные приспособления — пандус или лифт, школа обязана их предоставить, запросив субвенцию из бюджета. Но на практике родители и ребенок могут столкнуться с проблемами. Некоторые из них описаны ниже.

Отказ от зачисления в школу

Школа не может отказать «особенному» ученику в поступлении: это нарушение Конституции Украины и Конвенции прав ребенка. При этом родителям необходимо заранее предупредить учебное заведение, чтобы там успели подготовиться и создать инклюзивный класс.

«Если ребенка не берут в школу при наличии принятых в Украине документов, говоря:  «У вас ребенок с инвалидностью, мы не хотим, чтобы он учился в нашей школе» или «Родители других детей не хотят, чтобы ребенок с инвалидностью учился в нашей школе», то это прямая дискриминация», — заявляет Мария Ясеновская

Отказ в разумном приспособлении

Разумное приспособление — то, что необходимо человеку с инвалидностью для успешного преодоления социальных барьеров. Это могут быть специальные предметы, люди, логистика. Отказ в разумном приспособлении — например, если ученик с инвалидностью идет в инклюзивный класс, а родителям не разрешают, чтобы с ребенком приходил оплачиваемый ими ассистент.

«Когда школа говорит: «мы были бы рады, но мы не можем сделать для вас пандус, так как нет субвенции» или «у нас составлено расписание, мы не можем изменить его, чтобы ваш ребенок учился на первом этаже, а второй и третий этажи априори недоступны» — это тоже одна из форм дискриминации», — комментирует Мария.

Забыли сделать что-то, необходимое ребенку для учебы

Если для детей с инвалидностью не хотят сделать ничего плохого, но о них просто забывают: например, не создают материалы по подготовке для ВНО для незрячих или слабовидящих детей, — еще один из видов ущемления их прав.

Буллинг в школе

Буллинг, или травля — это агрессивное преследование одного из учеников другими детьми или группой. Травля может проявляться как в физической, так и в психологической форме: оскорбления, издевки, насилие.

Когда происходит буллинг, а педагоги и руководство школы никак не реагируют, — это  также дискриминирует ребенка.

Учитель отказывается работать в инклюзивном классе

Преподаватели в школе не могут отказаться работать с «особенными» детьми из-за неприязни или боязни таких детей. Единственная возможная причина отказа учителя от работы в инклюзивном классе — недостаточная квалификация.

«Если учитель говорит: я не буду работать в этом классе, потому что тут есть дети с инвалидностью или какая-то инклюзия, я в этом вообще не хочу разбираться — это тоже нарушение прав детей», —  комментирует Мария.

Что нужно делать в таких ситуациях?

Можно написать жалобу в местный отдел образования и в другие структуры, вплоть до Министерства образования. Это займет определенное время, в случае с обращением в Минобразования — до нескольких месяцев. Не факт, что проблема будет решена, но как минимум она станет публичной, особенно если привлечены средства массовой информации.

В законе «Про засади запобігання та протидії дискримінації в Україні» предлагается обращение к омбудсмену — уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека. Контакты омбудсмена можно найти на официальном сайте и написать ему  электронное письмо. Омбудсмен оценит ситуацию и отреагирует на обращение, например, инициируя судебное разбирательство или же взяв дело под личный контроль.

Еще один вариант — обратиться в суд для защиты прав ребенка, обжаловав факт дискриминации при реализации права на образование.

Однако прежде чем задействовать правовые методы, Мария Ясеновская предлагает сначала попытаться разобраться с проблемой «по-человечески»

«Способствует ли это все интересам ребенка? С точки зрения оздоровления системы — однозначно. С точки зрения пользы для конкретного ребенка — очень большие сомнения. Для ребенка лучше пойти учиться, быть в коллективе детей, которые к нему хорошо относятся и принимают таким, каким он есть. Получится ли это в случае судебного разбирательства — сомнительно, скорее всего, школу и педколлектив такими действиями мы настроим против себя.

Существуют методы, несвязанные с правом — пойти, поговорить, объяснить: я и мой ребенок не страшные, он вполне может добиться хороших образовательных результатов. И школа сможет таким учеником гордиться и стать хорошим примером инклюзии, получить дополнительные бонусы и большую популярность».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ещё по теме:

Эксперты предлагают отменить территориальную привязку школ и популяризировать физику

Навіщо носитися з інклюзією (погляд з боку неформальної освіти)

У Харкові відбудеться II Міжнародний освітній форум

Как мультидисциплинарный подход поможет особенным детям

Кернес ответил на петицию о присвоении школе имени Дани Дидика

опубликовано

25 августа 2017

текст

Виктор Пичугин

фото

Игорь Лептуга

просмотров

9959

поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: