Инклюзивное образование: для чего оно нужно и кто такие тьюторы?

C нового учебного года дети с особыми потребностями, в том числе и с задержкой умственного развития, будут учиться в обычных школах. При этом набор учеников в специализированные школы-интернаты прекратят. Об этом говорится в постановлении Кабмина от 26 октября 2016 года. Главная цель нововведений — обеспечить детям с особыми потребностями равный доступ к качественному образованию и дать им возможность социализироваться, а не быть оторванными от общества.

Но одного закона мало, считает психолог и участница инициативной группы по внедрению инклюзивного образования Мария Гринева. Специалист уверена: школы, преподавателей и родителей необходимо подготовить к появлению в общеобразовательных классах таких детей.

«Мы как специалисты, работающие в том числе и с такими детками, безусловно, оцениваем это позитивно. Но есть нюансы. Как минимум, общество наше пока не готово, толерантности к этому еще нет», — рассуждает Гринева.

Психолог считает, что если дети с особыми потребностями будут учиться в обычных классах, это благотворно скажется на социализации и таких ребят, и детей, которые учатся в школах на общих основаниях.

«Такие дети могут помочь обычным детям становиться лучше. Да, у них могут возникать вопросы: „Кто это?“, „А почему он на коляске?“ или „Почему он не смотрит в глаза, когда с ним разговаривают?“. Но это всего лишь вопросы, на которые родители могут открыто отвечать», — говорит Мария.

В Харькове на учете стоят 4053 ребенка с инвалидностью, из них 1155 занимаются в общеобразовательных школах.  По информации департамента соцзащиты мэрии, в двух городских школах есть инклюзивные классы: в школе № 38 — класс для детей с тяжелыми нарушениями речи, а в 124-й школе — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В горсовете утверждают: школа № 124 полностью оборудована всем необходимым, чтобы дети на колясках могли беспрепятственно передвигаться. В этих же классах работают воспитатели — ассистенты учителей. А вот инклюзивных школ в городе на сегодняшний день нет.

«В каждом районе города работают базовые учебные учреждения по вопросам методической подготовки педагогических работников по организации инклюзивного обучения (9 общеобразовательных, 9 дошкольных и 9 внешкольных учебных учреждений)», — ответили нам в горсовете.

Также в мэрии рассказали, что общеобразовательные школы готовят к появлению в них детей с особыми потребностями. По состоянию на март пандусами оборудовали 60 учебных учреждения. Кроме этого, в 48 учебных учреждениях отсутствует порог, а в гимназии №23 в ноябре появилась туалетная кабинка, оборудованная для детей со сложностями в передвижении.

Психолог Мария Гринева уверена: одних пандусов недостаточно, чтобы сделать процесс появления в школах детей с особыми потребностями комфортным для обеих сторон. В каждом классе, где занимаются такие ученики, должны быть тьюторы.

«Специалисты, которые бы сопровождали ребенка, который будет учиться в инклюзивном классе, на уроке и вне его», — объясняет Гринева.

Предполагается, что один тьютор будет курировать одного ребенка. Он поможет ученику с особыми потребностями интегрироваться в коллектив, будет работать с родителями и педагогами. Такая практика распространена на Западе, но в Украине этой должности нет. Гринева вместе с коллегой решили взять инициативу в свои руки и организовать обучение для будущих тьюторов.

«Тьютором может стать человек, уже имеющий отношение к детям. В идеале это психологи, дефектологи, медработники, педагоги. Мы планируем создать тьютор-центр, где обученные специалисты могут в любой момент прийти на помощь учителю или родителю», — рассказывает Мария.

Пока члены инициативной группы находятся в поисках финансирования, ведь работа тьютора достаточно сложна и специалист должен получать заработную плату. Поэтому психологи не ставят перед собой глобальных целей — пока речь идет об обучении 10 тьюторов.

Помимо этого, психологи планируют проводить работу с педагогами и родителями, чтобы познакомить их с особенностями детей в зависимости от их диагноза и научить с ними справляться.

Мария Гринева думает, что, несмотря на все трудности, которые могут возникнуть поначалу, инклюзивное образование необходимо и в будущем даст свои плоды.

«Допустим, ребенок с синдромом Дауна. Он может и не достичь больших высот в науке, но он вполне способен выполнять механическую работу. Он может получить специальность и, помимо пенсии по инвалидности, зарабатывать деньги, обеспечивая себя сам. Он может быть признан в обществе», — подытожила психолог.

Мама 13-летнего подростка с аутизмом Наталья Ивашура положительно отзывается о нововведениях в образовании, но опасается, что на практике для детей мало что изменится.

«Любую хорошую идею можно испоганить, а испоганят ее тем, что преподаватели и администрация школ к этому не готовы. К тому же, есть законодательные лазейки, по которым школы могут отказать в принятии таких детей, сославшись на то, что у них нет ресурса, и к школе никаких претензий быть не может», — говорит Ивашура.

По ее словам, тьюторы на занятиях существенно бы облегчили ситуацию как для учителей, так и для детей с особыми потребностями и их родителей. Ведь сейчас возможность и комфорт обучения таких детей в обычных школах во многом зависят от субъективных факторов. К примеру, сын Натальи учился более четырех лет в общеобразовательной школе, но, по словам мамы, это стало возможным благодаря директору и учителю, которые согласились работать с особенным ребенком.

«Но потом мы оттуда ушли, потому что сменился директор и она не совсем понимала, что с нами делать дальше. К сожалению, родителям приходится ходить по городу и искать, где администрация будет идти на уступки», — рассказывает Наталья.

Сейчас Миша учится в Комплексе для детей с аутизмом и их родителей при благотворительном фонде «Цветы жизни», который основала Наталия. И возвращаться к образованию в обычной школе они пока не планируют.

Постановление поможет детям с особенностями выйти из тени и даст возможность социализироваться, считает мама 12-летнего парня с синдромом Дауна Ирина Шевченко.

«Наши дети должны учиться среди типичных людей для того, чтобы общество их воспринимало, а они чувствовали себя комфортно. Надо дать им возможность стать членами общества, чтобы они могли учиться, получить специальность, работать», — уверена Ирина.

Ее сын Тимофей сейчас учится в школе-интернате для детей с тяжелыми нарушениями речи. Там для него организовали индивидуальное обучение, хотя Ирина таким положением дел не довольна. Она уверена, сын должен учиться в коллективе, но пока переводить Тимофея в другую школу не будет. Говорит, найти другое учебное заведение, куда согласятся принять ее ребенка сложно.

Напомним, в Харькове прошел марафон для «детей солнца» ради лагеря и «дома».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ещё по теме:

Жители области выйдут на пикет ради ремонта дороги

Музыка там, где война

Как война в Украине повлияла на права граждан

Анализировать чиновников и депутатов стало проще

Отгадываем значения слов в День родного языка

опубликовано

18 апреля 2017

текст

Алина Шульга

фото

Игорь Лептуга

видео

Роман Даниленков

монтаж

Иван Горб

просмотров

988

поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: