Вызов принят: 90 дней без барахла

Наверняка одежды у вас больше, чем нужно для повседневной жизни. Мы часто не замечаем, как беспорядочно покупаем похожие вещи, захламляя дом. О проблеме осознанного потребления заговорили участницы флешмоба #90днівбезбарахла.

Акция в Facebook длится с 10 сентября до 10 декабря. Суть в том, чтобы за это время воздержаться от любых покупок одежды для себя. Не спешите впадать в панику из-за порванных колготок. Такие мелочи в случае крайней необходимости допустимы, говорят организаторы флешмоба.

Второй месяц социального эксперимента собрал десятки «признаний шопоголиков»: одним девушкам нелегко отказаться от привычного шопинга по пути с работы домой, другие не могут вспомнить, откуда взялся очередной джемпер на полке.

«Золотое правило» уборки

Откройте шкаф, достаньте любую вещь из гардероба и спросите себя: «Она меня радует?». Если да, оставляйте. И так повторите с каждой юбкой, блузкой, шарфом… О, а это что за джинсы?

Это упражнение из книги консультантки по организации домашнего быта Мари Кондо. Философия японской уборки сводится к «золотому правилу»: если вещь спустя время не нравится или вы к ней равнодушны, ей не место в шкафу.

«Выбросив все, кроме любимых предметов, вы увидите, что у вас есть все необходимое», — указывает писательница.

«Відкрила гардероб і побачила, що речей забагато, але, як завжди у жінок буває, “вдягти нічого”»

Для Ивы Репницкой участие во флешмобе стало продолжением экологичного стиля жизни. Девушка сортирует отходы, вещи старается отдавать в детские дома и волонтерским организациям. Осенью ее семья отважилась на переезд из Киева во Львов. Чтобы не везти с собой старый хлам, пришлось значительно перетряхнуть содержимое шкафов.

«Останнім часом я дуже багато витрачала на одяг і зрозуміла, що це буде виклик для мене: утриматися від купівлі сукні або чогось іншого. Відкрила гардероб і побачила, що речей забагато, але, як завжди у жінок буває, “вдягти нічого”. Невже я не зможу ті речі, які в мене є, якось поєднувати?», — вспоминает Ива.

Первый месяц оказался самым легким для нее. А вот сейчас стало труднее. Приближается зима, и хочется теплых обновок. Приходится сдерживать себя, говорит собеседница, хотя чувствует, что новые зимние сапоги уже нужны. Но если пережила распродажи и праздники, к которым она обычно опустошала полки магазинов, переживет и зиму, считает Ива.

«В інтернет-магазини заходжу, відкладаю собі щось у корзинку. Потім розумію: так, почекай, паняночко, ти минулого року замовляла це взуття, і воно було поганої якості, тобі не сподобалось. Значить, і зараз не потрібне. Ок, викреслила».

Ива уверена: достаточно иметь перечень необходимых вещей, не тратя средства на лишние.

Имидж — все? Имидж — ничто

Первое впечатление и подходящее настроение - частая мотивация обновить гардероб. Целесообразность покупок и необходимость вещей отходят на второй план, и вот вы уже несетесь к кассе с охапкой вечерних платьев. Одна из целей акции — очистить шкафы от ненужных обновок, а стоящие вещи — отсортировать. Дайте вторую жизнь «скучающей» одежде годичной давности. Из чего-то мы выросли физически или морально — это уже не наш стиль.

Не врите себе, что несколько классических рубашек одинакового фасона были действительно стоящей покупкой. Однообразие — как часто это слово можно применить к вашему стилю? Возможно, коллекционирование типичных вещей и аксессуаров не отражается позитивно на вашем look’е, и вы давно стали заложницей коротких юбок или шляпок вырвиглазного дизайна.

Современное общество ориентировано на потребление. Этому способствует реклама, над этим работают маркетологи, продавцы. Грамотное продвижение товаров нацелено на то, чтобы мы тратили деньги, пусть даже иногда бездумно и нерационально. Сэкономленные тысячи всегда можно потратить на очевидно полезные и интересные дела: записаться на образовательные курсы или в спортзал, пойти в театр, спланировать бюджетный уикенд, либо же провести время с семьей и друзьями, организовав званый ужин.

«У минулому році на “чорну п'ятницю” я хворіла і на AliExpress на 300 баксів накупила речей, які потім нікуди не вдягнула: взуття було жахливої якості, сукні — не тих моделей, що я зазвичай ношу. Але цієї “чорної п'ятниці”, 11-го листопада, не витратила жодного цента», — гордится Ива Репницкая.

В виде исключения 500 гривен девушка потратила на книги — подарки к Новому году дочке, мужу и друзьям.

Кто-то жизненные трудности «заедает», а кто-то — «закупает». За очередным приобретением могут скрываться серьезные психологические проблемы. Разберитесь: почему так часто захаживаете в магазины?

Mental Health America пишет о взаимосвязи бесконтрольного шопинга и психологического здоровья. Результаты исследований показали, что 5,8% американцев столкнулись с Compulsive Buying Disorder (компульсивное шопинг-расстройство). Симптомы подобного диагноза схожи с тревожностью при употреблении психоактивных веществ и с расстройством пищевого поведения (анорексия и булимия).

По мнению профессора психологии Университета штата Калифорния в Сан-Франциско Райана Хоуэлла, склонность к необдуманным покупкам заложена в нашей генетической памяти. Когда первобытный человек видел то, что его интересовало, он, не задумываясь, брал это даже без особой необходимости. Ведь в следующий раз такая возможность могла не подвернуться.

Дать «вторую» жизнь старым джинсам

Украинское модное сообщество в этом году также обратило внимание на осознанное потребление. Во время Ukrainian Fashion Week 1–5 сентября в Киеве были презентованы upcycling-вещи украинских брендов. Харьковская дизайнерка Марина Лосева представила арт-проект Shape of Living — «Форма жизни». Это картина из лоскутков ткани деним в виде изображения Днепра из космоса. Марина хотела сакцентировать внимание на том, что для производства одного килограмма джинсовой одежды тратится до 10 тонн воды. Экспозицию дополнила коллекция платьев, сшитых из ношеных джинсов.

Стелла Маккартни выпустила кроссовки, которые полностью разлагаются, а марка джинсов Jack & Jones указывает на этикетках, что на их товары уходит гораздо меньше тонн воды, чем прежде. Модная индустрия делает большую ставку на экологичность не просто так, говорит Марина Лосева.

«Аналитические данные свидетельствуют о том, что к 2020 году потребитель станет настолько осознанным, что будет вчитываться в ваши лейбочки. И не дай бог вам быть не sustainable (не относиться к эко-моде — ред.), вас просто не выберут», — продолжает экспертка.

Перед молодыми дизайнерами стоит вызов: создавать ли разнообразные коллекции или стремиться к вещам-трансформерам. Платье-куртка-рюкзак в одном — не это ли спасет планету?

ещё по теме:

Територія, де всі свої

Трансплантация органов в Украине: как ломается прежняя система

В Украине стартовал показ фильма о героях Евромайдана

«Лидером по сокрытию фирм является Лозовской районный совет», —  результаты мониторинга

Планируем путешествие с ребенком и не сходим с ума

опубликовано

18 ноября 2018

текст

Алена Нагаевщук

фото

Игорь Лептуга

видео

Влад Лященко, Алина Шульга

монтаж

Влад Лященко

просмотров

1121

поделиться

X