«VR-технологии — не только хайп, но и перспектива для искусства» - Накипіло
Події

«VR-технологии — не только хайп, но и перспектива для искусства»

12-14 июля в Харькове впервые пройдет хакатон виртуальной реальности. Цель — подготовить идеи преобразования городского пространства с помощью VR-объектов искусства. А осенью на образовательном фестивале Frontier — VR Art Festival с наработками участников хакатона харьковчане познакомятся ближе.

В студии «Накипело» организаторы мероприятий Никита Худяков и Оксана Коклонская рассказали, зачем современное искусство осваивает VR-технологии.

«Это более демократичная и свободная среда для художника»

Никита Худяков, CEO в Ochi Visualization

Несмотря на то, что VR-технология начала свой путь в 1956-м, если я не ошибаюсь, ее перерождение произошло с 2012 года, когда компания Oculus вышла на рынок со своим шлемом. Он наконец-то дал ту виртуальную реальность, которую нам всегда хотелось. До этого эксперименты проходили в мире высоких технологий и супердорогих шлемов, к ним имел доступ только военный комплекс США. Соответственно, виртуальная реальность использовалась для точечных решений, предположим, обучения астронавтов — как вести себя в открытом космосе.

Благодаря тому, что эти технологии становятся дешевыми и доступными как массовый товар, сегодня во многих магазинах техники уже можно купить себе шлем виртуальной реальности. Относительно недавно это было фантастикой. Выход на рынок крупных игроков — YouTube, Facebook, Google — все они делают виртуальную реальность, потому что это не только хайп, а огромная перспектива с точки зрения бизнеса, медиа, коммуникации, образования, искусства.

«Человек может испытать на себе любую ситуацию»

Оксана Коклонская, founder/owner в Academy of Visual Arts Kharkov

Почти все виды искусства шагнули в виртуальную и дополненную реальность. Для кого-то это расширяет возможности, которыми они владели до этого, дает им новый инструмент, а кто-то только там себя видит как художник. Теперь есть возможность создавать интерактивные форматы, иногда более интересные, чем дают классическая живопись, скульптура или дизайн.

Н. Х.: В кино режиссер и оператор определяют, куда нужно смотреть. А в VR’е вы как зритель вольны перемещаться куда угодно и вертеть головой как угодно. Если то, что происходит перед вами, не особо интересно, вы можете развернуться и все время пребывания в виртуальной реальности смотреть совсем в другом направлении, нежели запланировал режиссер. Это более демократичная и свободная среда.

О. К.: Интерактивность, которая есть в виртуальной реальности, порождает социальные, наболевшие опыты и форматы искусства, когда человек может испытать любую ситуацию, лучше прочувствовать ее. Это должно спровоцировать его на изменения в себе, или же на смену отношения к тем или иным вещам.

Пару лет назад Одесский кинофестиваль предлагал своим зрителям VR-фильм о насилии над детьми. Аудитория смотрела фильм и будто присутствовала в семье, где ребенка бьют или заставляют что-то делать. Ты находишься там и никак не можешь вмешаться. Это сильно затрагивает наши чувства. Драматургия построена таким образом, что ты все больше проникаешься этой темой, и потом в реальной жизни, проходя по улице и увидев, как мама кричит на ребенка, уже не останешься равнодушным.

66414216 396260631095865 4471440896532938752 n

В Харькове может появиться виртуальный public art

Н. Х.: Frontier как термин обозначает пространство, являющееся пограничным для уже изученного и еще неосвоенного человеком. Космос, например, до сих пор называют финальным фронтиром. В нашем случае существует VR-пространство, которое мы еще познаем, и это наш новый фронтир как для человечества в целом, так и для художника.

О. К.: Наш проект длится пять с половиной месяцев при поддержке Украинского культурного фонда. Фестиваль состоится в Киеве и Харькове, а начинается все с образовательных событий: около десяти воркшопов и лекций в каждом городе. Тема проекта связана с искусством в городской среде. Параллельно работает VR-лаборатория, где разрабатываются арт-объекты для публичных пространств — и с помощью мобильного приложения, и с помощью дополненной реальности. По итогу в Харькове могут появиться не менее пяти новых меток public art’а.

Мы хотим через виртуальную реальность показать современные объекты, которые могли бы возникнуть на месте старых, или какое новое искусство могло бы развиваться в Харькове с помощью виртуальной и дополненной реальности.

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО

Оперативні та перевірені новини з Харкова