В июне 2017 на Украину была совершена самая масштабная атака в ее интернет-истории: тысячи компьютеров по всей стране были инфицированы вирусом Petya, ущерб от атаки составил миллионы гривен. Реакцией нардепов стала подача в Раду проектов законов по предотвращению киберугроз, которые выглядят попытками ввести цензуру в Сети. Мы разобрались в нюансах этих законопроектов и почему в них находят много общего с законами «16-го января».
Первой ласточкой стал законопроект №6676, но его не включили в повестку дня. Вскоре нардепы Татьяна Чорновол, Дмитрий Тимчук и Иван Винник зарегистрировали почти идентичный законопроект №6688 «О противодействии угрозам национальной безопасности в информационной сфере». Одной из целей законопроекта, по словам авторов, является реагирование на киберугрозы и хакерские атаки. Законопроект расширяет понятие технологического терроризма, указывая, что он может быть осуществлен не только с помощью ядерного, химического или бактериологического оружия, но и с помощью компьютерных систем. Вносится дополнение: «...и/или направленные на нарушение общественной безопасности, устрашение населения, провокации военного конфликта, международного осложнения, на оказания воздействия на принятие решений или совершения или несовершения действий органами государственной власти или органами местного самоуправления, должностными лицами этих органов, объединениями граждан, юридическими лицами, или привлечение внимания общественности к определенным политическим, религиозным или иным взглядам виновного (террориста)».
Одним из способов реагирования на киберугрозы авторы предлагают сделать временную блокировку сайтов-источников таких угроз, а кроме того, дополнить соответствующей статьей Уголовно-процессуальный кодекс. Временную блокировку может применять следственный судья по ходатайству следователя или прокурора. В особо безотлагательных случаях возможно заблокировать сайт и без решения суда, но только на 48 часов.
Кроме того, законопроект наделяет Нацкомиссию по связи и информатизации (НКРСИ) новыми функциями. До этого она была органом государственного регулирования в сфере телекоммуникаций, информатизации, пользования радиочастотным ресурсом и предоставления услуг почтовой связи. Если же законопроект станет законом, то ей придется еще и вести «Единый реестр судебных решений и санкций в сфере телекоммуникаций», который фактически является реестром запрещенных в Украине сайтов. При этом в новый реестр нужно будет заносить не только сайты, заблокированные по решению суда, но и попавшие под санкции.
Согласно законопроекту, провайдеры должны будут закупать оборудование, необходимое для осуществления блокировок, за свой счет. В том случае, если они откажутся блокировать запрещенные ресурсы, им грозит штраф в 1% от их годового оборота.
Законопроект после публикации мгновенно вызвал шквал критики: сразу несколько организаций выступили против его рассмотрения и принятия. «Интернет-ассоциация Украины» назвала такой подход «антидемократичным» и «диктаторским» и заявила, что результатом станет увеличение цены на доступ в Интернет для простых людей.
В Украинском Хельсинском союзе считают: под определение «технологического терроризма» смогут попасть любые записи в блогах или СМИ, содержащие критику в адрес органов власти, что нарушает статьи Конституции о свободе слова.
Первая замглавы комитета Рады по свободе слова Ольга Червакова заявила, что «технологическими террористами» в первую очередь станут оппозиционные политики, активно критикующие власть.
В итоге инициатива в парламенте поддержку не получила: предложение о включении законопроекта в повестку дня собрало всего 158 голосов депутатов. «Таким образом, решение не принято», — подытожил спикер ВР Андрей Парубий и не стал объявлять переголосование.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин