Экология — это не тренд, это данность, которую украинские дизайнеры должны поскорее перенять у западных коллег. Так считает основательница Ukrainian Fashion Education Group и фешн-экспертка Марина Лосева. Как одна из самых опасных для планеты индустрий следует за природой? Ответ в нашем интервью.
Мы часто подвержены незапланированным покупкам. Это все из-за уловок маркетологов?
Марина Лосева: С одной стороны, трудно переоценить роль маркетинга в нашей жизни. С другой — человек, в принципе, существо эмоциональное. Мне кажется, если постоянно только рационализировать, будет сложнее жить.
Человеку надо иногда делать спонтанные вещи, и в этом смысле покупка — наименьший незапланированный акт бунтарства, который мы можем себе позволить в рамках мегаполиса.
Я люблю покупки, люблю красивые вещи, но у меня, во-первых, есть внутренний ценз — понимание, где мне достаточно, а во-вторых, не покупать быстренько дешевое. Только экологически чистое и проверенных брендов. Поэтому советую делать это аккуратно, покупать пореже, подороже и многофункциональнее.
Мода вредит окружающей среде?
После нефтеперерабатывающей отрасли мода — самая опасная в мире индустрия.
Мода — это выхолащивание ресурсов. Например, на производство денима уходит до десяти тонн воды на один килограмм ткани. И это страшно. То же самое с белыми футболками — с производством хлопка. Еще одно проявление — это загрязнение, когда мы носили одежду, выбросили, а она не разлагается.
Что закладывается в цену одежды?
Обычно — количество человеко-часов, качество материала, расходы на транспортировку, на рекламу. Скидки туда тоже закладываются. Limited edition всегда будет дороже. Плюс — платим за узнаваемость бренда, потому что вместе с одеждой мы покупаем идентификацию, причастность к какому-то миру и легенде. Если на красивых брючках будет написано Nike, то у нас уже совсем другое отношение. Уберите лого, и вещь меньше о себе расскажет, не будет обеспечивать идентичность с определенной группой людей.
Почему эко-мода дороже обычной?
Очень часто экологичные вещи намного дороже по ряду причин: из-за материалов, из-за способа производства, из-за невозможности повторить партию. В то же время ученые работают над тем, чтобы выдержать баланс между экологичностью и себестоимостью. В этом смысле нам очень помогают технологии, которые позволяют создавать натуральные, но технологичные ткани. Например, когда скрещивают паука и шелкопряда и получают паучий шелк. Он намного качественнее, и прочнее стали в пять раз.
Ткани кокоса уже предрекают будущее в качестве замены денима — в ее мембраны вплетены волокна кокосовой кожуры. Она мягкая, как трикотаж, впитывает запахи, влагу, комфортная для тела и очень ноская.
Что нужно знать модельеру, желающему создать экологическую коллекцию?
Я бы посоветовала посерчить, что вообще делается в западных дизайн-школах. Сегодня существует множество подходов к тому, как сделать экологичную коллекцию.
У нас в профессии есть такой термин — «насмотренность». Мы все насмотрелись на показы. Меня в два часа ночи разбуди — я расскажу про пять последних показов Balenciaga, Versace, Gucci… Точно такую же насмотреность надо тренировать в области sustainable fashion. (Sustainable fashion — «сознательная мода», которая основывается на принципе «не навреди».) Важно понимать, что к 2020 году даже колористическая палитра трендов поменяется в сторону sustainable цветов.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин