Президентская кампания-2019 запомнится как одна из самых динамичных за всю историю Украины. Мы расскажем, как писали о выборах харьковские медиа и паблики. Но перед этим посмотрите, где получали информацию о президентской гонке харьковчане.
Фальстарт «джинсы»
Региональные газеты, телеканалы и сайты включились в избирательную кампанию до ее официального начала. В декабре 2018 общественная сеть ОПОРА писала о том, что местные медиа активно «джинсуют» в пользу тогда еще потенциальных кандидатов в Президенты Олега Ляшко, Петра Порошенко, Юрия Бойко и Юлии Тимошенко.
Так, 20 и 21 декабря издание «Дозор» и «Status quo», повторяя почти слово в слово друг друга, выпустили статью «Харьков — город-эталон», в которой описывались успехи Харькова в инвестиционной сфере, улучшение социального положения, развитие инфраструктуры, а отдельно акцентировалось, что все это стало возможно благодаря совместным усилиям Петра Порошенко и Геннадия Кернеса.
Через пять дней издание «Харьковские известия», которое раньше находилось в коммунальной собственности, опубликовало текст, который частично совпадал с двумя предыдущими и так же комплиментарно описывал совместную деятельность мэра Харькова и Президента. В этот же день такую же новость опубликовал и «Городской дозор». Уже после старта избирательной гонки «Харьковские известия» писали о выступлении Порошенко на форуме «Открытый диалог», цитируя тех участников, которые подчеркивали необходимость переизбрания действующего гаранта.
Новости с признаками «джинсы» посвящали в харьковских СМИ не только Петру Порошенко. Например, телеканал «АТН» в декабре написал новость о выступлении Юлии Тимошенко на Всеукраинском молодежном форуме, цитируя планы того, как лидер «Батькивщины» планирует изменить Украину после избрания Президентом. В феврале этот же канал «джинсует» на Тимошенко, рассказывая о том, что она подписала «Декларацию в защиту свободы слова», предложила план установления мира на Донбассе, и выступила во Львове, рекламируя свои планы по обеспечению украинцев жильем. В марте «АТН» писало том, как Тимошенко обещает вернуть в Украину мир.
«Харьковские известия» активно распространяли сюжеты об Олеге Ляшко. Например, в декабре СМИ выпустило сюжеты о том, как он приезжал на завод «Турбоатом» и обещал защищать интересы его работников, и о том, как в местном педуниверситете он говорил о необходимости повышать зарплату педагогам.
В феврале, когда кандидат передавал пожарную машину спасателям в Богодухове, его заслуги и выступление перед местными жителями также ярко описывали журналисты «Харьковских известий».
Однако позже выяснилось, что машина, которую «передал» Ляшко, принадлежала ГСЧС с 2017 года — и об этом также написали харьковские СМИ.
Еще одним частым гостем «джинсовых» материалов в Харькове был Юрий Бойко — про него писали все то же «АТН» и издание «057» — например про первые шаги кандидата после победы на выборах или о том, что Бойко может стать лидером президентской гонки.
«Уровень «джинсы» в СМИ был довольно большим, наибольшее количество рекламы была в пользу Петра Порошенко, Олега Ляшко, Юлии Тимошенко, Юрия Бойко и других. Причем джинсуют как и интернет-издания, печатные СМИ, так и телеканалы, даже коммунальные, например, «Харьковские известия», где во время избирательной кампании почти в каждом выпуске новостей рассказывалось о каких-либо достижениях Петра Порошенко или Олега Ляшко, конечно маркировки «реклама» в таких материалах не было. Мы не исследовали уровень джинсы на выборах 2014 года, однако можно констатировать факт увеличения интенсивности подобных материалов в связи с увеличением количества сми по стране в целом», — комментирует координатор наблюдения Гражданской сети ОПОРА за выборами в Харьковской области Николай Зинченко.
После первого тура «джинсы» в медиа стало намного меньше — СМИ переключились на общее освещение предвыборной кампании. Но и до этого они активно писали о избирательном процессе, в основном — по новостям от Центральной избирательной комиссии и различных организаций, которые занимались наблюдением за выборами. Этот факт подтверждает и мониторинг Института массовой информации.
Системно освещали процесс выборов в местном филиале «Суспільного» — UA:Харків — 31 марта телеканал устроил марафон, в котором писал о всех значимых событиях, связанных с избирательным процессом в Харьковской области. Аналогичный марафон устраивало и «Накипело», которое еще в рамках спецпроекта «Выборы-выборы» написало статьи о всех кандидатах в Президенты. Еще несколько СМИ анализировали программы кандидатов, оценивая их планы по возвращению временно оккупированных территорий и антикоррупционную повестку.
Мы спросили политолога Юлию Биденко, как она оценивает работу СМИ в период выборов.
«Специально я не мониторила медиа. Правда, некоторые СМИ обращались ко мне с довольно «оригинальными» вопросами в духе: «Расскажите о успешных политиков актеров», но большинство пытались сохранить баланс".
Паблики
Большая часть крупных городских пабликов в соцсетях заняли на время выборов нейтральную позицию и не поддерживали ни одного из кандидатов открыто, в основном перепечатывая информацию из СМИ.
«Освещали (избирательный процесс – Ред.) объективно, много информации с «Громадського» брали, у «ОПОРЫ» и других СМИ. Также много оперативной информации присылали подписчики, которые были членами ДВК, ОВК. Мы занимались скорее мониторингом происшествий», — прокомментировал Дмитрий Чубенко, владелец канала в Телеграме и пабликов «Харьков LIVE».
Интересной оказалась история двух самых крупных сообществ в Facebook, посвященных Евромайдану в Харькове. Публичная страница «ЄвроМайдан Харків» с начала избирательного процесса заняла пропрезидентскую позицию, агитируя за Петра Порошенко и не публикуя позитивной информации о других участниках выборов.
После первого тура к поддержке Порошенко на публичной странице активно начала появляться антиреклама против его конкурента во втором туре, Владимира Зеленского.
В группе «Евромайдан Харьков» ситуация была диаметрально противоположной — все время до первого тура выборов администрация не публиковала посты с поддержкой Петра Порошенко, зато пропускала посты с критикой и даже руганью в его адрес. После первого тура ситуация изменилась: 4 апреля администраторы запретили любые публикации, которые оскорбляют любого из кандидатов в Президенты.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин