«Мы находимся в зале для будущих экспериментов молодых артистов», — именно так эти свежеокрашенные театральные подмостки описывает режиссер Центра современного искусства «Новая Сцена» Николай Осипов. Осенью в стенах «Харьковского политехнического института» откроется площадка для репетиций студенческих постановок.
Помимо этого, Николай Осипов участвует в Харьковской театральной резиденции, поддержанной Украинским культурным фондом. В течение нескольких месяцев режиссер вместе с драматургом, композиторкой, дирижером и актерами создаст новый формат пьесы Мориса Метерлинка «Синяя птица».
«Накипело» продолжает знакомить вас с участниками проекта.
Далее — прямая речь Николая Осипова.
Зачем открываете площадку для начинающих актеров?
Раньше на всю страну было два театральных института, а сейчас только в Харькове их два, и в каждом областном центре — минимум по институту. В них наверняка есть талантливые люди, которые могут предложить театру что-то интересное. И они должны иметь возможность показать себя на сцене, увидеть со стороны, будет ли развиваться их творчество.
Почему решили стать режиссером?
Я все время пытаюсь понять, стоит ли мне этим заниматься, имею ли я на это право. В свое время был такой режиссер Николай Акимов, он говорил: «Театру, который всего достиг, трудно чем-нибудь помочь». Режиссурой стоит заниматься до тех пор, пока ты сам чего-то не понимаешь. Когда я уже знаю, как все делать, мне становится неинтересно.
Как появилась «Новая Сцена»?
Сначала у нас собирались художники, фотохудожники, музыканты, потом присоединилась театральная мастерская. Для нас было важно запустить творческие процессы в городе, а не возглавить их. Чем мы только не занимались: и конкурс вокалистов организовывали, и первый фестиваль «Сергей Рахманинов и украинская культура»... Затем мероприятия вырастали, их участники понимали, что могут продолжать самостоятельно. Мы никого не держали. Чем больше в Харькове интересных явлений, тем интереснее работать. Если исчезает среда, очень тяжело развиваться.
«Новая Сцена» всю жизнь существует за счет зрителей. Мы же не имеем государственных дотаций. Были хорошие времена, когда нам помогали спонсоры. Если говорить о сегодняшней государственной политике в области театров, то это проблема. Благо, сейчас запускается система грантов, но каждый раз это некое соревнование: нужно доказывать, что именно тебе и еще большому количеству людей из проекта нужно выделить средства.
Между харьковскими театрами есть конкуренция?
Некоторые считают, что есть. Я же считаю, что ее не может быть, потому что театр — это не спорт. Как и любое искусство — это тонкая материя. Театр — это как каждый проявляет себя в этом мире, как мир отзывается через определенного человека.
Насколько отличается пьеса на сцене от текста?
Я в основном сокращаю текст, но никогда не дописываю. Могу поиграть с автором: «А, ты так придумал. Понял тебя. А если мы на это же дело посмотрим с другой стороны?».
Кто главный в постановке: режиссер или актер?
Режиссер сидит в зале, как простой зритель. На сцену выходит артист, поэтому, конечно, режиссер зависит от него, хотим мы того или нет. Почему режиссеры всегда прислушиваются, что в зале говорят зрители? Да потому что спектакль рождается на зрителе.
Режиссер может быть фрилансером?
Тут есть свои «за» и «против». Сейчас многие молодые режиссеры хотят быть фрилансерами, потому что у них нет ответственности за театр. Пришел в театр, поставил пьесу, получил деньги и уехал. Что там дальше с постановкой происходит, уже не интересует. Если же заниматься театром серьезно, то это подразумевает некий цикл: люди должны понимать друг друга на уровне чувств. За один спектакль этого не достигнуть.
Какие у вас ожидания от «Синей птицы»?
Часть успеха измеряется количеством людей, которые захотят эту постановку посмотреть. Думаю, это будет один из важных показателей. Но вы же понимаете, есть еще такая вещь: каждый человек видит, где режиссер слукавил, а где — нет. Себя не обманешь.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин