События

Реформа образования: учителя без профильного диплома и автономия для школ

В январе Верховная Рада Украины приняла новый Закон «О полном общем среднем образовании».

Он должен обеспечить школьникам безопасную и комфортную среду, где не будет места психологическому и физическому насилию, дискриминации и буллингу. Школы и учителя получают больше свободы, а изучение украинского языка закреплено вплоть до процентного соотношения. «Накипело» разбиралось, что ждет школьников, их родителей и учителей после того, как закон вступит в силу. 

Принять обязательно и без конкурса

Закон предусматривает, что школьник имеет право учиться в ближайшей от места его жительства школе. В учебное заведение обязательно зачисляются дети, проживающие на его территории обслуживания. Также ребенок будет там учиться, если в этой школе обучаются его родные братья или сестры или работает кто-то из родителей. Дети с особыми образовательными потребностями имеют право на первоочередное зачисление в школу, к которой территориально относится их дом. Для них должны создать все условия для комфортной учебы, а при необходимости — предоставить ассистента учителя

Проводить конкурс для зачисления детей в начальную школу теперь нельзя. Это допустимо в специализированных и частных учебных заведениях, а также при переходе к базовому образованию, когда дети поступают в классы с углубленным изучением предметов, но только, если это не нарушает право учеников, которые учились в этой школе с первого по четвертый классы, и когда количество желающих больше допустимого. 

Украинский — учить всем

Для коренных народов, например, крымских татар, закон предполагает обучение на родном языке весь школьный курс, но с параллельным изучением украинского.

Если обучение в школе ведется на языке национальных меньшинств, которые относятся к языкам стран Евросоюза, то количество предметов на украинском будет постепенно увеличиваться. Это коснется школ в западных областях Украины. С первого по четвертый класс уроки на материнском языке сочетаются с параллельным изучением украинского. В пятом классе 20% занятий должны проходить на украинском. К девятому классу их количество увеличится до 40%, а в старшей школе на государственном языке будут преподаваться не менее 60% уроков. 

Для русскоязычных школьников закон предполагает схему более быстрого перехода на украинский. В начальной школе основное преподавание будет на русском языке с параллельным изучением украинского, а с пятого класса на государственном языке должны вестись не менее 80% занятий. 

Помимо использования украинского языка, преподаватели могут читать один или несколько предметов на английском или любом другом языке Европейского Союза. Частные школы могут самостоятельно выбирать язык преподавания, но при этом они должны обеспечить знание учениками государственного языка в соответствии со стандартами. 

Учеба — в больницах

Важным моментом нового закона является обязательное обучение для детей, находящихся на длительном стационарном лечении. В школе для такого ребенка должны разработать индивидуальный план или определить другой способ обучения. Оптимальные правила обучения в стенах больницы утвердят Министерства здравоохранения и образования и науки. Первые шаги к этому сделали год назад, когда на создание учебных классов при больницах выделили 12 миллионов гривен. Подробнее можно почитать в нашем материале

Чтобы в больнице проходили занятия, родителям нужно написать заявление о желании ребенка учиться и передать документ директору своей школы. Главврач учреждения должен подтвердить, что регулярные занятия не навредят текущему состоянию пациента, после чего больница заключает со школой письменный договор о сотрудничестве. 

Автономию — школам, независимость — учителям

Школы получат свободу распоряжения финансами. Администрация теперь сможет решать, куда направить деньги: на премии, ремонт или оплату курсов повышения квалификации для сотрудников. Также школы могут зарабатывать, оказывая платные услуги, выигрывая гранты или получая благотворительные средства.

Директорка Харьковской специализированной школы №11 Светлана Проценко называет автономию учебных заведений чуть ли не самым ожидаемым изменением. Она уверена: если руководство школы готово взять такую ответственность, то это открывает для учебного заведения большие возможности. Впрочем, вопросы к этой части закона остались: до сих пор четко не прописано, как обещанная автономия будет работать. 

«Тепер ми дотичні до складання кошторису, чого раніше в нас де-факто не було. Тобто поточні ремонти, кошти на ремонти, курси підвищення кваліфікації вчителів, — це передбачено, але досі не зрозуміло, яким чином буде реалізовано. Законодавець визначив, що ми подаємо пропозиції, а наш засновник (у нашому випадку — міська рада) затверджує цей кошторис. Але щоб його скласти, я маю розуміти хоча б приблизний обсяг фінансування. Сам механізм законом ще не визначений, але це той інструмент, який завершить процедуру автономізації та зробить школу більш вільною», — рассуждает директорка.

Такая же история и с платными услугами, которые теперь могут оказывать школы. Непонятно, как администрация сможет использовать деньги. К примеру, даже сейчас, если школа сдает часть помещений в аренду, деньги поступают на счет централизованной бухгалтерии, находящейся в управлении образования. Полученную прибыль школа может использовать, но для этого нужно пройти длинный бюрократический путь. 

«Коли ми матимемо більш деталізовану процедуру та розумітимемо весь покроковий механізм, я гадаю, ми будемо готові до фінансової автономії. Ми не боїмося цієї відповідальності та хочемо, щоби ці кошти працювали на школу», — уверяет Светлана Проценко.

Хочешь работать учителем? Легко

Педагогическое образование теперь не является обязательным условием для преподавания. Учителем может стать любой человек с дипломом вуза. Скажем, это может быть специалист с техническим образованием, умеющий интересно преподнести детям физику, или экономист, который обучит школьников финансовой грамотности. 

Конечно, педагог — это не только человек, хорошо разбирающийся в предмете, но и профессионал, умеющий найти подход к детям и разработать учебный план. На этот случай закон предусматривает наставничество и педагогическую интернатуру. 

«Коли молодий вчитель прийде до школи, за ним буде закріплений наставник, який опікуватиметься професійним зростанням викладача-початківця. Звісно, раніше таке теж було, але більше завдяки ентузіазму, а теперь наставники отримуватимуть 20% надбавки. Єдине побажання, щоб молоді вчителі до нас приходили», — поясняет Проценко.

В течение года наставник будет консультировать нового сотрудника, и не важно, есть ли у того педагогическое образование или нет, будет посещать его уроки и помогать в разработке учебной программы. 

Зарплаты учителей вырастут, но не намного

Закон предусматривает надбавки для учителей. К примеру, если сотрудник заведует спортивным залом, кабинетом информатики или ресурсной комнатой, то он получит прибавку в размере от 10 до 20% зарплаты. Однако, по мнению Светланы Проценко, это не принесет существенного увеличения оклада, к тому же доплаты и надбавки зачастую выплачиваются не вовремя. Ситуацию можно исправить, включив их в фиксированную зарплату.

«А надбавки за ті ж спортивні зали або класи інформатики мають залишиться на відсотковому рівні. Дуже сподіваємося, що в цьому питанні будуть зрушення, тому що це частково може вирішити проблему кадрового голоду», — надеется директорка.

Повышение квалификации без монополии

Одним из главных позитивных изменений нового закона директорка Харьковской специализированной школы №11 Светлана Проценко считает конец монополии Института последипломного образования. Теперь учителя могут повышать квалификацию в учреждении, которое сами выберут, а государство оплатит курсы.

«Раніше ми мали один заклад, сьогодні ж маємо щонайменше чотири-п’ять установ, послугами яких поступово починаємо користуватися», — говорит руководительница.

ПОДПИШИТЕСЬ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПЕЛО, чтобы быть в курсе свежих новостей.

ПОДПИШИТЕСЬ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПЕЛО

В случае массовых потасовок на улицах города мы вас оповестим