Харьков без шелухи: что делать с вывесками и рекламой - Накипіло
Події

Харьков без шелухи: что делать с вывесками и рекламой

По сравнению с другими городами-миллионниками Украины Харьков пестрит вывесками и рекламой. Они везде — на столбах, в метро, на остановках, стенах домов, билбордах. К примеру, в Киеве, Львове, Одессе разрабатывают дизайн-код, чтобы бороться с таким положением вещей, но в Харькове не спешат решать проблему. Мы попробовали разобраться, как работает контроль над рекламой и вывесками в других городах и что для этого делается в Харькове.

Закон или Порядок

Не всегда понятия «вывеска» и «реклама» используют правильно. Вывеска — место идентификации деятельности, которую ведет человек. Главное — ее площадь не превышает 3 м2. Все, что больше этой цифры, определяется как реклама.

Вмешиваться в смысл и форму рекламы запрещает ЗУ «О рекламе». Такой же пункт есть и у других стран, но когда дело касается чего-либо на здании, разделения на вывески и рекламу нет — это у них называется sign.

Если здание является памяткой архитектуры или исторической памяткой, размещение рекламы на нем возможно только при соглашении с соответственным органом. Это прописано в ЗУ «Об охране культурного наследия».

«Порядки о размещении вывесок и рекламы, которые принимают городские власти, часто противоречат ЗУ „О рекламе“. Сам закон с 2005-го года в первую очередь по вине Кабмина не приведен в соответвие закону о разсрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности. А вывески часто путают с малыми архитектурными формами, хотя они размещены на фасадах», — комментирует Александр Плива, эксперт  РПР по вывескам и рекламе.

DSC_1746

Что такое дизайн-код

Дизайн-код — это правила и подсказки бизнесу, как делать вывески и рекламу. Он может отличаться в разных районах и даже на разных улицах. Пример — улица Кобылянской в Черновцах, где на фронтоны зданий возвращают нарисованные вывески. Подготовка вывески или рекламы — вопрос не только вкуса, но и финансов. Если у предпринимателя нет денег, он не будет платить дизайнеру за дорогую вывеску или рекламу, а просто закажет дешевый баннер на полстены.

Александр Плива говорит, что дизайн-код должен учитывать не только особенности архитектуры конкретного здания, но и соседних. Упростить задачу мог бы паспорт здания, составленный его владельцем и экспертами специалистами, где были бы прописаны места размещения вывесок, их размер и рекомендации для дизайнеров. Но необходимо понимать, что в Украине уровень жизни отличается от Европы, которую ставят в пример.

«Каждый раз, когда мы хотим учить кого-то делать правильно, надо сперва понять, в чем же проблема. В Европе люди заробатывают гораздо больше, поэтому обязывать украинских предпринимателей действовать так же не очень разумно с экономической точки зрения», — считает эксперт.

В то же время он уточняет, что если уж мы говорим о требованиях к городу, прежде всего нужно обратиться к проблеме хаотичной застройки.

Как контролируют харьковские улицы

Генеральный архитектурный план регулирует основные городские процессы: строительство, экологическое состояние, санитарно-гигиенические нормы, развитие инфраструктуры, охрану культурно-исторического наследия. В харьковском генплане исторический центр города не обозначен — значит, юридически его не существует, так что применить какие-то особые правила к исторической части (а не отдельным улицам или домам) невозможно.

Согласно ответу на запрос от 11 января 2018 года, размещение вывесок в Харькове регулируется ЗУ «О рекламе», Типичными правилами размещения внешней рекламы, Правилами благоустройства территории города Харькова и Правилами размещения внешней рекламы в городе Харькове.

В других городах Украины для регулирования размещения вывесок и внешней рекламы обычно принимают соответствующие Порядки. Например, Порядок размещения информационных вывесок в городе Львове. Также есть документ, регулирующий размещение внешней рекламы. В Порядке прописан исторический ареал и зона ЮНЕСКО, где действуют особые правила, а также требования к размещению и дизайну вывесок во всем городе. В Киеве похожая ситуация — есть и Порядок, и Правила. Они запрещают размещать в историческом ареале города световые табло и мониторы, «бегущие строки», динамическую подсветку. Вывески не должны закрывать балконы, декор фасадов и размещаться выше первого этажа.

«Наравне с законодательными инициативами выступают петиции или кампании в Facebook», — считает Григорий Мельничук, член Совета с урбанистики Киева.

Например, весной прошлого года сеть пиццерий «Mister Cat» разместила большой логотип на фасаде здания в центре Киева. Активисты написали об в этом в Facebook, началась кампания против действий пиццерии и в тот же вечер логотип сняли.

«Сейчас реклама и вывески работают по принципу „завладеть вниманием любой ценой“. Чем ниже скорость передвижения пешеходов или автомобилей по улице, тем больше маленьких вывесок. Когда скорость передвижения большая, реклама тоже становится больше. В Германии, например, следуют принципу „замечу, если ищу“: увидеть вывеску или рекламу можно только присмотревшись», — объясняет Александра Нарыжная, урбанистка и первый проректор Харьковской Школы Архитектуры.

Выиграют от изменения вывесок и рекламы не только жители города. Когда бизнес корректирует внешний вид на пользу городского пространства, это добавляет лояльности жителей, ведь он воспринимается как дружественный к городу.

«С точки зрения городской власти все более прозаично. Например, Львов продает городское пространство, зарабатывая на туристах, которым хочется подольше остаться в красивом городе — и бизнес получает прибыль. Если город не туристический, внимания к городскому пространству меньше», — считает Александр Плива.

DSC_1762

Как не сделать хуже

Важно, чтобы предпринимателей не обязывали оформлять документы на размещение вывесок — из-за сложной процедуры они просто не будут этого делать. Лучше определить требования, где и как вывески могут быть размещены. 

«Нечеткие критерии дают чиновнику полномочия самостоятельно решать, портит вывеска внешний вид города или нет. Это создает поле для коррупции. В Порядке должны быть четкие требования и образцы. Например, как это сделали в Киеве. Важно, чтобы предприниматель мог их исполнить. Также при четких требованиях можно применить санкции за их невыполнение», — говорит Александр Плива.

Контролировать соответстивие требованиям могут только работники исполнительных органов власти соответствующих советов и полицейские. Но все же, замечает эксперт, самым лучшим контролером является общество — когда есть информация о размещении легальных вывесок и рекламы, каждый может проверить и сигнализировать о нарушении. Хороший пример такой системы — проект «Открытая реклама» в Дрогобыче.

Есть проблемы поважнее, но...

В этом году стартует голосование за проекты «Бюджета участия». Среди 304 заявок — «Внедрение дизайн-кода на части ул. Сумской». Автор, CEO MoreInfo Михаил Демшин, предлагает адаптировать уже созданные дизайн-коды к особенностям Харькова. Для начала изменить отрезок улицы Сумской (от Градусника до CXID OPERA). Длина участка — 550 метров, на нем расположены 24 здания. Это 54 объекта, суммарная площадь рекламы и вывесок на которых — 170 «квадратов».

Проект поможет изменить восприятие городской среды и уменьшить визуальный шум, а также создать равные условия для бизнеса. Вывески и реклама будут менять за счет городского бюджета — в проекте предусмотрено 635 000 гривен.

«Предприниматели уже потратили свои деньги, а тут приходим мы с какими-то стандартами. Поэтому лучше компенсировать — для города это не такая большая сумма. Посмотрим на результат — может, людям понравится, или же наоборот, скажут, что проблемы поважнее», — комментирует Михаил Демшин.

Активист говорит, что воплотить в жизнь проект будет несложно: подрядчики разработают чертежи, городские службы демонтируют старые вывески и установят новые, а заключительным этапом станет опрос жителей Харькова относительно изменений. Чтобы все было законно, сначала нужно внести изменения в городское законодательство, договорится с и.о. главного архитектора и зонировать Харьков, чтобы в будущем разработать разный дизайн-код для разных районов.

«Главное — чтобы способствовала городская власть», — добавляет Михаил Демшин.

Этот материал подготовлен в рамках Программы межредакционных обменов при поддержке Национального фонда на поддержку демократии NED.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы быть в курсе свежих новостей.

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО

Оперативні та перевірені новини з Харкова