Бюджет наш? Как громада отвоевывает городские деньги - Накипіло
Події

Бюджет наш? Как громада отвоевывает городские деньги

Вам же интересно, на что тратятся бюджетные деньги? В 2018 году в Харькове запускается программа «Общественный бюджет». Инициатива рассчитана до 2021 года. Цель — привлечь людей к активному распределению местных денег.

Программа напоминает петиции мэру. Но если электронные обращения касаются глобальных, общегородских проблем, то бюджет участия — локальных решений.

Как это работает

У вас появилась идея, как сделать город удобнее, красивее или безопаснее. В онлайн-заявке укажите суть проекта, что необходимо для его реализации, сколько это стоит, есть ли риски.

Харьковчане могут подавать проекты не только индивидуально, но и от общественной организации.

Как рассказывает член рабочей группы по реализации бюджета участия Андрей Колос, если финансирование выигрывает индивидуальная заявка, то невозможно распоряжаться бюджетными деньгами напрямую. Официальным исполнителем выступит профильный департамент горсовета.

«Для организаций условия другие. В случае победы можно самостоятельно открыть счет в казначействе и, получив деньги, заниматься своим проектом, минуя департаменты», — говорит Андрей Колос.

На финансирование городских идей в следующем году предусмотрено 50 миллионов гривен (максимум миллион на один проект). Минимального бюджета нет. Главное, чтобы запрашиваемая сумма соответствовала заявленному предложению.

Для голосования за понравившиеся проекты большинство украинских городов использует онлайн-платформу «Громадський проект». В 2016 году ее разработала украинская технологическая общественная организация SocialBoost в рамках проекта USAID «Укрепление местной финансовой инициативы».

кекеке

В Харьковском горсовете говорят, что у нас появится отдельный ресурс «Портал Харьковчанина». На его разработку чиновники направили 600 тысяч гривен.

Похожим сайтом — «Социально активный гражданин» пользуются одесситы.

цууцуццу

Кто одобряет проекты

Быть или не быть вашей идее в Харькове решают 17 человек. В комиссию входят четыре депутата горсовета, один представитель молодежного совета и шесть человек из мэрии. Перед запуском программы пройдет открытый конкурс для общественных организаций. Местные жители онлайн-голосованием выберут представителей от народа.

19143735_10213117339632739_5569465162830585804_o

Чтобы избежать споров и недовольства горожан, проектам нужна качественная экспертиза. Ее проводят профильные департаменты. Далее начинается стандартная процедура: специалисты горсовета получают задание и деньги; если требуются закупки, проводится тендер.

Откуда все началось

Идея бюджета участия возникла почти 30 лет назад в бразильском городе Порту-Алегри. В то время там царила безработица и нищета. У некоторых горожан не было доступа к чистой воде, хорошей медицине, дети не ходили в школы. Тогда Рабочая партия, которая как раз шла на выборы с концепцией «открытого правительства», выступила за участие жителей в развитии города за счет партиципаторного (общественного) бюджета. Победив на выборах, партийный лидер Оливио Дутра дал возможность гражданам заявить о своих потребностях.

Обычная практика для европейцев

С тех пор задумкой вдохновились более полутора тысяч городов по всему миру. Ежегодно семь миллионов евро из бюджета распределяют жители испанской Валенсии. А в Итиномии (Япония) действует «Процентная программа поддержки» («1% Support Program») от общего количества налогов. В городах Польши этот показатель доходит до 3,4% от местного бюджета, а в Амстердаме – 20%. В Кельне (Германия) по такому принципу власти распределяют треть доходов.

Крупнейшее финансирование получают общественные идеи в Париже. В 2016 году власти выделили на предложенные гражданами проекты около 100 миллионов евро. Здесь чаще всего воплощаются инфраструктурные решения – повышение безопасности на проблемных участках дорог, улучшение публичных пространств. К 2020-му сумму планируется увеличить до 500 миллионов евро.

Украинские города уже два года контролируют местные бюджеты

В Украину концепция бюджета участия пришла в 2015 году сразу в четыре города — Черкассы, Чернигов, Луцк и Полтаву. Идею поддержала Фундация украинско-польского сотрудничества (ПАУСИ). Сегодня программой пользуется более 50 городов по всей стране.

Бюджет участия Днепра в 2017 году составил 10 миллионов гривен. Во Львове сумма несколько больше — 16 миллионов. Среди около 300 проектов — 30% идей касались благоустройства спортивных площадок.

В Хмельницком самые популярные категории — культура, туризм и спорт. На их воплощение выделено семь миллионов гривен.

Грамотно распределяют бюджет и маленькие города. Например, в Краматорске Донецкой области местных жителей больше всего волнуют образовательные проекты и энергосбережение. Максимальная сумма на одну задумку — 375 тысяч гривен. Всего в текущем году общественная казна здесь пополнилась на полтора миллиона гривен.

Месяц назад в столице подвели итоги голосования за лучшие идеи. 100 миллионов гривен горсовет распределит между 42-мя крупными проектами и 51-м малым. Среди них — образовательный хаб в гимназии, Подземный музей на Почтовой площади, современное гематологическое отделение в городской больнице и даже новое помещение для районного ЗАГСа.

«Подводные камни» бюджета участия

Сокоординатор Совета по урбанистике Киева Григорий Мельничук пару лет назад консультировал харьковчан в сфере общественного бюджета. Он полагает, есть два важных момента, на которые нам стоит обратить внимание.

Во-первых, важен качественный анализ реалистичности проектов перед допуском к голосованию.

«Не буду говорить в каком городе допустили к голосованию проект организации горнолыжного парка стоимостью миллион гривен. При этом не учитывались особенности местности, а там проходят линии электропередач. Это охранная зона, где вообще ничего нельзя делать, — рассказывает Григорий Мельничук. — Не просчитали грамотно бюджет. За такие деньги этот объект построить невозможно. Теперь получилось, что проект набрал нужное количество голосов. И что с этим делать? Люди проголосовали, а теперь чиновникам придется сказать: “Ну, мы ж там не додумали, что это сделать невозможно”».

Во-вторых, необходимо определить, какие проекты допускаются к конкурсу. Судя по предложениям, население больше всего интересуется различным строительством и реконструкциями. Но в рамках общественного бюджета ассоциировать преобразование города не обязательно только с этим. Финансироваться могут и «мягкие проекты», когда их результат нельзя «пощупать» (фестивали, выставки и т. п.).

Предположим, мегаполису понадобилось оффлайн-приложение с расписанием общественного транспорта или система электронной очереди в поликлиники. Бюджет участия — решение для таких нужд. По этому принципу реально строить всю городскую смету расходов.

«Каждый город принимает решение, какие проекты могут идти через бюджет участия. В некоторых случаях половина может пойти на благоустройство, половина — на образование. В Латинской Америке эта программа была ответом на коррумпированность и непрозрачность чиновников. То есть по бюджету участия даже школы строились, дороги...», — продолжает урбанист.

В Харькове на голосование будут ставиться проекты, которые не дублируют городские финансовые программы (строительство дорог, реконструкция жилого фонда и коммуникаций).

«Люди могут создать что-то новое, а не просто сделать в очередной школе ремонт»

Однако есть риск, что бюджет участия кто-то расценит как дополнительное финансирование того, на что и так запланированы деньги.

«Бюджет участия призван показать новации, до которых чиновники пока не додумались. Нужно, чтобы люди ощутили, что с его помощью они действительно могут создать что-то новое в своем городе, а не просто сделать в очередной школе ремонт», — считает эксперт.

Общественный бюджет в действии

Одним из первых реализованных проектов общественного бюджета в Украине стало социальное такси в Чернигове. Спецтранспорт предназначен для людей с инвалидностью и психическими расстройствами.

ФОТО_8

Волонтеры арендовали у частного перевозчика автомобиль и взяли на работу диспетчера и двух сопровождающих, которые помогают клиентам во время поездок.

«Все думают, что социальное такси нужно только людям с явными физическими недостатками. Но наши клиенты не могут вызвать ни обычное такси, ни воспользоваться общественным транспортом», — говорит авторка проекта Надежда Лозбень.

Такси ежедневно заказывают школьники с инвалидностью, три раза в неделю — пациенты на гемодиализ, а также люди с инвалидностью, которым нужно добраться до места реабилитации. В среднем за месяц совершается 350 поездок.

Задумка обошлась примерно в 180 тысяч гривен. Дважды в месяц услуга бесплатная, а если чаще — цена всего пять гривен.

Надежда говорит, аналога социальному такси в Чернигове раньше не было. Два года проект существовал благодаря бюджету участия. На этот раз проект местные власти не поддержали.

«С нового года будем проводить работу с депутатами, чтобы все таки продолжить работу соцтакси в 2018 году. Но пока финансирования нет», — добавляет Надежда Лозбень.

Случаются и просчеты. Показателен пример Одессы. Здесь завершаются условия проекта «Город без пыли». На него выделено почти пять миллионов гривен. В заявке объясняется суть благоустройства улиц Дерибасовской, Екатерининской, Троицкой и Ришельевской:

«Монтаж декоративных приствольных решеток вокруг деревьев. Как результат, снижение концентрации пыли, повышение чистоты и полезности воздуха, которым дышат одесситы. Данный метод является наиболее распространенным способом закрытия почвы и практикуется во всех передовых странах Европы».

Местные эко-активисты отмечают опасность таких работ и просят власти остановить «самоуправство, оплаченное деньгами городского бюджета».

«В истории данного проекта отсутствует одобрение Департамента экологии. Не учтено значение приствольной лунки, которая по биологическим нормам должна быть равной проекции кроны дерева, а по Правилам зеленых насаждений составлять площадь не менее трех метров. Также необходимо одобрение Департамента культуры, поскольку районом реализации проекта заявлен исторический центр Одессы», — объясняет основательница экологического движения «Зеленый Лист» Светлана Подпалая.

По ее словам, проект зарегистрирован депутатом одесского городского совета Петром Ионовым. Примечательно, что наибольшее количество голосов набирают депутатские идеи.

«У нас для того, чтобы претендовать на деньги громады, надо быть максимально лояльным к мэру. А если есть какая-то оппозиционность, даже небольшая, ничего не выйдет. В городе многомиллиардный бюджет. И при всем этом они не могут даже эту “косточку”, 100 миллионов, бросить громаде, чтобы все было честно распределено», — продолжает активистка.

На ближайшей сессии горсовета поднимется вопрос финансирования в 2018 году проектов-победителей. Тем временем в соцсетях одесситы обсуждают подозрительную работу сервиса «Социально активный гражданин»: то мгновенный рост голосования за отдельные проекты, то блокирование администраторами сайта тысячи голосов.

Сейчас общественники собирают информацию, которая может подтвердить коррупционность этой инициативы в Одессе. Затем они планируют направить заявление в Национальное антикоррупционное бюро. Светлана Подпалая и ее коллеги настаивают на проверке открытости местного бюджета участия.

Харьковские новаторы уверяют: наша система голосования будет прозрачной благодаря id-banking. Дважды поддержать один и тот же проект не получится.

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО

Оперативні та перевірені новини з Харкова