Главный стартап Украины, или Еще немного о прозрачности ProZorro

Эту реформу называют самой успешной за последние три года. Ее оценили даже за рубежом, создатели гордятся миллиардной экономией, а в основу ее названия легла та цель, о которой ежедневно говорят в правительстве — прозрачность. Речь пойдет об электронной системе закупок ProZorro.

Тендерные госзакупки в Украине были одной из самых коррумпированных сфер. Договоры заключались с «нужными» компаниями на суммы, которые значительно превышали рыночную цену за аналогичный товар. Схемы отката были просты, известны, но крайне редко наказуемы.

Лед тронулся, когда в 2014 году группа волонтеров подумала, что в стране пора кардинально менять принцип государственных закупок. Они решили: бумажные тендеры должны кануть в небытие, госзаказы нужно проводить открыто в электронной системе, где каждый гражданин сможет контролировать сделку.

Как рассказал руководитель департамента государственных закупок Министерства экономического развития и торговли, один из создателей ProZorro Александр Стародубцев, запустить стартап в Украине было сложно: система не хотела «ломаться». Нужны были 35 тысяч долларов на разработку софта.  Волонтеры обращались за помощью к донорам, но те не понимали, почему они должны давать деньги на государственную программу, а правительство не спешило спонсировать систему, которая могла помочь побороть коррупцию.

«Доноры нам сказали: извините, денег нет. И в итоге нам остались только площадки, на базе которых сейчас работает система. Это частные компании, предоставляющие сервис для больших корпоративных торгов. Нам нужно было рассказать, что мы хотим сделать и заставить их скинуться. В итоге у нас было семь площадок, которые дали по пять тысяч долларов», — вспоминает Александр Стародубцев.

По словам одного из создателей, то, что на ProZorro  государство не дало ни копейки, в итоге сработало в плюс.

«Если бы мы финансировали это из какой-то государственной компании, мы бы не смогли теперь предлагать ProZorro в мире», — говорит Стародубцев.

В 2015 году система электронных закупок работала в тестовом режиме. С 1 апреля 2016 года закон обязал центральные органы власти и монополистов проводить тендеры только в ProZorro, а с 1 августа она стала обязательной для всех остальных закупщиков.

Результативность

На главной странице сайта ProZorro отображается интерактивная статистика: за время работы системы проведены 625 тысяч тендеров, а экономия составила более 17 миллиардов гривен. Принцип открытости существенно ограничил возможности для коррупции и различных махинаций. Те же, кто пытается обойти систему и проводит тендер с нарушениями, попадают под внимание СМИ и общественных активистов.

По словам Александра Стародубцева, показатель, который пока не устраивает команду ProZorro, — это среднее число предложений на торгах. Пока он находится на уровне 2,45 предложений. Бизнес еще относится к госзакупкам настороженно: за плечами долгие годы взаимодействия с государством в налоговых, пенсионных фондах и прочих структурах.

«К сожалению, этот показатель сейчас падает. И это одна из главных наших головных болей. Но со временем он вырастет. Дело в том, что мы приняли закон и одним махом перевели заказчиков в ProZorro, но, к счастью, мы не можем принять закон, который обяжет каждого предпринимателя что-то продать государству. Мы можем только мотивировать и агитировать», — говорит Стародубцев.

Prozorro[1]

Система работы проста: госзакупки происходят по принципу открытых торгов. Заказчик лишь публикует требования к предмету закупки, названия фирм-участниц ему неизвестны. С параметрами товара может помочь библиотека примерных спецификаций. После чего закупщик объявляет ожидаемую стоимость, а поставщики предлагают ставки по принципу обратного аукциона. Выбирается лучшее предложение по цене и качеству, предлагаемыми зашифрованными компаниями. Если кто-то из участников не доволен результатами торгов, он имеет право на обжалование.

Отвечая главному принципу реформы, «Все видят все», когда тендер закончился, в электронной системе кто угодно может увидеть информацию о предложениях каждого участника, решениях тендерной комиссии, квалификационных документах и тому подобное. А на сайте bi.prozorro.org можно посмотреть, кто, что, почем и у кого приобрел.

Система работает на базе коммерческих онлайн-площадок, с помощью которых можно зарегистрироваться и подключиться заказчикам и поставщикам. На сегодняшний день насчитывается около 25 торговых площадок.

Что не прозрачно в ProZorro

«В этой системе может победить кто угодно, точнее, тот, кто нужно», — уверен Андрей Куцевол, руководитель проектов в харьковской компании, которая занимается производством осветительных приборов.

В декабре 2016 года их фирма приняла участие в одном из тендеров. По словам Куцевола, результат разочаровал.

«Были конкретные требования заказчика к техническим характеристикам товара. К примеру, световой поток ламп должен быть 800 лм. Мы сыграли тендер, но проиграли. Наше предложение было вторым по цене — всего на 3000 гривен дороже в почти миллионной сделке», — рассказывает Андрей.

Однако после окончания тендера оказалось, что фирма-победитель, хоть и предложила цену ниже, но их товар не соответствовал заявленным требованиям. Кроме того, документы, которые участники должны были загрузить перед аукционом, появились только после победы. В компании Андрея надеялись, что если они укажут на нарушения, которые допустила компания-победитель, то ее дисквалифицируют, и подали жалобу.

«Мы указали, что предмет закупки не соответствует техническим требованиям тендера, а через три дня получили одно лишь слово „Розглянуто“. Что касается недостающих документов, то в техподдержке площадки, на базе которой проходил аукцион, мне сказали, что система дает право догружать документы даже после окончания торгов», — рассказывает Андрей.

Больше никакой реакции на нарушения не последовало.

«После этого мы решили, что будем очень осторожно участвовать в аукционах, потому что за каждую попытку нужно платить 1700 гривен, если сделка на сумму более миллиона», — объяснил Андрей.

Примеры подозрительных тендеров есть и на счету городской власти и крупных коммунальных предприятий Харькова. К примеру, в ноябре метрополитен объявил тендер в системе ProZorro на закупку 276 железнодорожных реек Р-50 на сумму 15 миллионов 11 тысяч гривен. Победитель аукциона ООО «Партнер-Трейдинг» предложил цену лишь на 3861 гривну меньше заявленной. Таким образом, одна тонна рельс обошлась харьковчанам почти в 42 тысяч гривен, что почти в два раза дороже рыночной стоимости.

Кроме того, подземка провела тендер на услугу по обслуживанию устройств автоматизированной системы оплаты проезда на 11 миллионов гривен. Аукцион выиграло ООО «Турникет-М», которое выигрывает тендеры на оказание подобных услуг уже несколько лет подряд. Фирму связывают с депутатом харьковского горсовета Максимом Мусеевым.

В ProZorro говорят, что о таких случаях знают и подчеркивают — система вывела наружу возможные коррупционные схемы, теперь все могут анализировать сделки, а остальное — дело правоохранительных органов.

Александр Стародубцев предупреждает: «зраду» нужно находить, но еще ее нужно тщательно проверять, ведь не всегда она является «зрадой».

«На самом деле, задача ProZorro это все подсветить. Все помнят скандал с закупкой швабры за 2500 гривен. Зрада! Сразу пошли фотографии швабр из супермаркетов, но оказалось, что это было особое клининговое устройство для онкоцентра. Его сложно купить в Украине, и та цена, по которой медучреждение его приобрело, на самом деле низкая», — рассказывает Стародубцев.

Prozoro[1]

Стародубцев советует поставщикам как можно чаще говорить о нарушениях: жаловаться в Министерство, антимонопольный комитет или писать об этом на Dozorro.

«Надо лупить по всем фронтам. Эта мелкая бытовая коррупция боится руководства. Ваша задача — сделать для них это проблемой», — сказал руководитель департамента.

В ProZorro можно покупать все: от услуг до продуктов питания. Но все же есть перечень услуг, когда сложно оформить сделку из-за метафорического «кота в мешке».

«Через ProZorro сложно покупать дорогой управленческий консалтинг или профессиональные услуги, то есть все случаи, когда вы покупаете команду. Еще проблемные закупки строительных работ, потому что в смете прописаны все статьи расходов с указанием стоимости каждого вида работ, но торги проводят по общей сумме. Потом на эту сумму нужно выполнить работы, учитывая смету, а это огромный рычаг в руках заказчика. Понятно, что „свой“ согласует быстро», — говорит Александр.

Планы на ближайшее будущее

Система ProZorro, как и любой другой софт, постоянно дорабатывается. В ближайшем будущем в министерстве планируют организовать рамочные закупки, которые позволят проводить торги по упрощенной схеме. По словам Александра Стародубцева, в новшестве есть как достоинства, так и недостатки, но для некоторых крупных заказчиков это решит многие проблемы.

«Если заказчик в течение долгого времени будет покупать товар с одними и теми же характеристиками, чтобы торги проводились быстрее, он может отобрать какое-то количество поставщиков в так называемую рамку. С одной стороны, это упрощает процедуру, а с другой — это ограничение конкурентности, — говорит Александр. — К примеру, рамочные закупки по топливу для Укрзалізниці крайне нужны уже сейчас, потому что мы регулярно от них слышим, что когда поезда перестанут ездить, то это будет вина ProZorro. С другой  стороны, непонятно, почему они не планируют закупки заранее».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ещё по теме:

Что мы знаем об украинских городах

Украинцев не смогут хоронить без суда? Разбираем, как все обстоит на самом деле

ЭкспертиЗА Реформ

Фейк: Украина — лидер по антисемитизму

Зоопарк получит морковь по завышенной цене

опубликовано

18 марта 2017

текст

Алина Шульга

фото

radins.com

инфографика

Виктор Пичугин

просмотров

1384

поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: