Это лишнее. Что фестивалям делать с остатками еды - Накипіло
Події

Это лишнее. Что фестивалям делать с остатками еды

А еще — куда девать ненужные рекламные баннеры?


Ежегодно в Харькове проходят десятки крупных фестивалей. Некоторые из них угощают посетителей и участков закусками, обедами, напитками. Вопрос еды на локациях решается просто — есть кейтеринг. Но почти после каждого мероприятия несколько десятков порций остаются нетронутыми. То спикеры не все приехали, то волонтеров меньше оказалось, то гостей.

Соосновательнице общественной организации «Культурна Агенція ∀» Алине Ханбабаевой ситуация хорошо знакома:

«После недавнего фестиваля у нас осталось несколько порций. Не все хранится долго, особенно жирные блюда, а стоит денег. Жаль, если продукты выбрасываются вместо того, чтобы попасть к тем, кто нуждается в еде, — говорит Алина. — Пока мы справляемся с этой фестивальной “болью”. Всегда находятся волонтеры, технический персонал и музыканты, которые не прочь перекусить. Но было бы неплохо заранее знать места, куда можно привезти оставшиеся коробки еды. Чтобы в случае огромного количества отходов у нас был план Б».

DSC 3835

Выбрасываете еду? Для вас — неутешительная статистика

По данным Европейской комиссии, ежегодно в ЕС около 20% пищевых продуктов оказываются на помойке. Это приносит значительный экономический и социальный ущерб. Глобальная потеря составляет от одной трети до половины мирового продовольствия, говорится в отчете Food and Agriculture Organization of the United Nations. В странах с низким уровнем доходов граждан большая часть потерь происходит на производстве, в развитых государствах — на стадии потребления. По подсчетам аналитиков, около 100 килограммов еды на человека выбрасывается за год. В то же время 795 миллионов людей в мире недоедают.

Последствия могут быть гораздо хуже. Совет по защите природных ресурсов прогнозирует, что в 2050 году население планеты будет потреблять в 1,5—2 раза больше продуктов. Но прежде чем активно осваивать земли для изготовления новых пищевых товаров, нужно рационально использовать то, что есть.

Остатки еды — науке

Теоретически, переработать можно все: овощи, фрукты, молочные продукты, хлебобулочные, зернобобовые и масличные изделия, орехи. Но важно подготовить сырье: промыть и высушить.

С помощью утилизатора бытовых отходов из пищевых остатков можно получить сухой порошок. Приспособление похоже на обычный кухонный прибор. Измельченные в нем ингредиенты подойдут для изготовления биопластика, рассказывает инженер-технолог Дмитрий Бидюк.

Из биопластика ученый создает биоразлагаемые упаковки — FoodBIOPack. В твердом биопластике он использовал природные наполнители: кофейный и яблочный жмых, а также муку дерева — измельченные опилки из пилорам. В основе технологии — модификация структуры пищевых биополимеров.

«Биополимеры — это длинные молекулы, которые составляют основу пищевых компонентов. Это белковые вещества, жиры, углеводы, воски. Например, крахмал — длинная цепочка различных атомов. В природном виде он, как и другие биополимеры, недостаточно подходит для изготовления качественного биопластика. Чтобы крахмал соответствовал требованиям упаковки, нужно модифицировать его структуру», — продолжает эксперт.

Речь не идет о генной модификации или химической обработке. В специальном приборе — экструдере — происходит смешивание биополимеров. Из двух получается один новый с улучшенными свойствами. Для мягкой упаковки Дмитрий использует смесь полисахаридов, для твердой — белковые и жировые компоненты.

Самое сложное в этой работе, по мнению ученого, адаптировать технологию к существующему оборудованию на производстве пластиковых изделий и упаковок. Также важно сделать готовую продукцию доступной по цене.

«На цену влияют объемы производства и стоимость сырья. Сейчас я покупаю его не оптом, а в розницу, и, конечно, это отражается на стоимости. Можно ориентироваться на уровень цен до 2—2,5 раз больше существующих пластиковых аналогов. Но с увеличением масштабов производства цена будет падать», — уверяет Дмитрий Бидюк.

Баннеры — на аксессуары и канцтовары

Самая долговечная реклама — баннерная. Все потому, что в составе плакатов — сетки поливинилхлорида и виниловых полимеров. Ткань прочная и может разлагаться сотню лет.

А еще материал баннеров хорошо держит форму и не промокает. Такое свойство пригодилось бренду одежды и аксессуаров NADENU. Дизайнеры создают из ненужной рекламной продукции сумки, косметички, пеналы, чехлы для ноутбуков и блокноты.

IMG 3020

Экологичность VS клиентоориентированность

Авторы исследования Stanford Social Innovation Review утверждают, что более 90% современных CEO рассматривают устойчивое развитие как залог успеха своей фирмы. Руководители стали больше интересоваться бизнесом, который не вредит окружающей среде. Вокруг этой идеи организаторы крупных ивентов тоже стараются строить свои комьюнити.

«Нам інколи так важко буває пояснити організаторам, що ці флаєри насправді непотрібні, що кожна футболка — це 2500 літрів води, витрачених на її окрашування — це дешева праця робітників десь в Азії. Десятки банерів, із яких можна відшити сумку потім — насправді надтоксочний матеріал ПВХ, яких продовжуватиме шкодити здоров'ю людей ще сотні років, чи то у вигляді банеру, чи то у вигляді сумки», — рассказывает Анастасия Мартыненко, глава общественной организации «О.ЗЕРО».

Ее коллеги занимаются экоадаптацией компаний и массовых мероприятий. Для коммерческих проектов услуга платная.

По словам экспертки, в Украине малый, средний бизнес и социальные инициативы делают робкие шаги навстречу экологичности. Редко кто на фестивалях и конференциях идет дальше установки баков для сортировки отходов. К активистам обращаются с просьбой просветить их в zero waste-движении. Специалисты измеряют потребление воды и электроэнергии в коллективе, даже заглядывают в мусорные баки и разрабатывают рекомендации по уменьшению экоследа конкретным персоналом. Однако изменения должны быть не только внешними. Каждому участнику эксперимента приходится менять бытовые привычки.

«Якщо люди попросять нас встановити баки для сортування, немає питань. Але якщо вони продовжать їсти з одноразового посуду й складатимуть його туди, то сенсу в цьому мало. Треба робити більш масштабні зміни. Спочатку це може бути лише сортування, але згодом відкриється щось набагато глибше. Після короткої розмови та аудиту запит змінюється на зменшення кількості відходів», — говорит Анастасия.

По ее наблюдениям, кофейни не хотят полностью отказываться от одноразовой посуды, делать наценку на напиток в бумажном стаканчике и скидку — на свою тару. Причина — боязнь потерять клиентов.

«У світі ця технологія чудово працює. На європейських фестивалях люди давно приходять зі своєю тарою. Коли в нас мине етап страху втрати клієнта, тоді відбудуться великі зміни», — считает Анастасия Мартыненко.

Как сделать бизнес и предпринимательство в Украине экологичными

Государству нужно стимулировать эти сферы, в частности, финансово. Простой пример — репейр-кафе. Мастерские появились десять лет назад в Амстердаме благодаря журналистке Мартине Постма. Она выступила против «общества изобилия и бездумного потребительства», где не все могут починить кухонную технику или предметы быта. Что мы делаем, когда в доме что-то сломалось? Несем в ремонт или требуем магазин починить по гарантии. В репейр-кафе люди приносят старые или поломанные изделия и вместе размышляют, как вещь можно улучшить. Все это сопровождается чаепитием и приятной домашней атмосферой.

Сейчас в Австрии такие заведения имеют социальные льготы. Они помогают сэкономить на аренде помещения и других расходах.

Есть более жетский метод — повысить налог на одноразовые товары. Тогда предпринимателям придется быстро найти безопасную альтернативу. Сокращая траты в инфраструктуру сбора отходов, правительство только выигрывает, полагает Анастасия Мартыненко. Так не только улучшится экологическая ситуация, но и появятся новые рабочие места.

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО

Оперативні та перевірені новини з Харкова