Партнерский материал
Если верить плану выхода из карантина, то вскоре мы все посидим в знаменитых харьковских парках на не менее знаменитых лавочках. А пока рассказываем вам, как дела у местных предпринимателей. Компания Bilka, агенция One shot, бутик цветов и кофейня Bloom, конфеты Euphoria sweets в рубрике «Бизнес на карантине».
Ірина Білик, засновниця компанії з розумного споживання Bilka
Ми виготовляємо брендований екомерч для компаній. Наші головні клієнти — медичні заклади, салони краси, стоматологічні клініки, навчальні заклади, дошкільні приватні садочки. Увесь наш фокус був на цих корпоративних замовленнях.
З перших днів карантину нас почали питати, чи ми виготовлятимемо багаторазові маски. Спочатку я до цього ставилася негативно, тому що багаторазові маски не мають такого високого рівня захисту, як респіратори. Однак запитів було так багато, що ми відшили першу пробну партію (50 штук).
Ми з технологами розробили найкращу форму у вигляді респіратора, таку, щоб людина додатково могла поставити фільтр собі або покласти шари марлі. Упродовж п'яти хвилин люди розкупили цю першу партію — на нас посипалися сотні замовлень.
За день ми мали 150 замовлень на маски, і вони не припинялися. У середньому в одному замовленні було 6-10 багаторазових масок. Наші виробничі потужності доволі маленькі — три кравчині та три цехи, з якими ми постійно співпрацюємо на договірній основі. Сировину ми закупили на першу тисячу масок, але вже в перший день замовлень було на півтори тисячі масок. Тоді ми дуже швидко сконтактувалися з нашими цехами, але вони нам відмовили, бо мали величезні оптові замовлення.
Я написала пост у фейсбуці, і ми знайшли 15 кравчинь, які були розкидані по всьому місту: мені потрібно було вранці завозити їм сировину, а ввечері забирати пошиті маски — це був аврал. Зараз ми залишили сімох кравчинь, бо вийшло так, що частина масок виявилася бракована: люди шили заради грошей, а не якості. Мені найважливішим було зберегти якість.
Це був один бік, коли нам просто бракувало людей. А інший, коли нам бракувало сировини. Головна цінність нашої компанії — ми працюємо на сировині українського виробництва: гумка, тканина, марля. Ми мали запаси, але не розраховували на таку велику кількість. Якщо раніше ми купували гумку по 850 гривень, то під час карантину вона зросла вдвічі в ціні або її просто не було в наявності.
Тепер ситуація стала стабільнішою, вже є багато конкурентів, ринок збільшився. Ми перекваліфіковуємося з однотонних масок на брендовані. Ми підрахували, що на одного(у) працівника (цю) фірмі доведеться щомісяця витрачати 1600 гривень, якщо забезпечувати його/її на щодень по чотири маски вартістю 20 гривень з одиницю, як цього вимагає закон.
Ми ж пропонуємо багаторазові маски в кольорах фірми та багатошарові по 70 гривень: так покупець, по-перше, зекономить кошти, а по-друге, збереже довкілля від забруднення (одноразові маски не переробляють і відправляють на сміттєзвалище).
Нам приходило на сторінку багато негативних відгуків, що ми обманюємо людей, що наживаємося на біді. Це дуже засмучує. Людина, яка не має свого виробництва, не знає, скільки коштує офіс, приміщення, логістика, вона думає, що 44 гривні — це якась захмарна вартість, але насправді це лише покриття витрат.
Частину коштів ми перенаправляємо на виготовлення масок для військових. Дівчата, які відшивали маски, крім того, що робили це якісно, то до кожної коробочки поклали або домашнє печиво, або горішки.
Ярослав Калиниченко, основатель креативного агентства One shot
Мы занимаемся созданием маркетинговых стратегий, SMM стратегий и креатива для компаний. До карантина было все +/- нормально, то есть можно было привлекать новых клиентов, клиенты выделяли медийные бюджеты. Со стартом карантина все сломалось. Настало время неопределенности, а бизнес не любит неопределенности. Поэтому для оптимизации финансов в первую очередь срезают затраты, оптимизируют бюджеты на рекламу и маркетинг.
Мы делали марафон креативности в рамках старта нашей школы коммуникаций Shot.School. Мне кажется, что люди находятся в неком шоке от карантина, возможно, даже потери работы и поэтому ищут новые возможности. Наш марафон был бесплатным, желающих было около 300 человек, из которых мы отобрали семь
В плане удаленки нам повезло, потому что мы небольшое мобильное агентство. Все наши задачи фиксируются в таск-менеджерах, рабочих чатах. Из нововведений — ежедневные созвоны, которые напоминают нам о том, как мы выглядим и дают понимание того, какие проекты сейчас есть, какие работы выполняются.
Эффективность, конечно, в первые две недели снизилась, не у всех были рабочие столы дома, плюс если ты дома, то родные воспринимали это как выходной.
Нужно быть собой и помнить, что карантин пройдет, поэтому бизнесам точно не нужно получать спекулятивную прибыль и пытаться нажиться на карантине. Коммуникации брендов в формате акционных предложений «купи на 5000 гривен и получи антисептик в подарок» нас сильно раздражают.
Конкретно я тяжелее всего переношу социальную изоляцию, не хватает открытого общения, свободы перемещения, путешествий. Я думаю, у многих были запланированы поездки на майские.
Какие прогнозы? Думаю, до сентября мы не увидим привычной жизни. Европа до сентября точно закрыта. Испания уже отменила туристический сезон, думаю, так же сделают Италия, Франция. Возможно, откроют перелеты в Грузию, Азербайджан и Армению. Турция и Египет думаю до сентября закрыты. Так что встретимся в Затоке. 🙂
Марина Чередниченко, основательница цветочного бутика и кофейни Bloom
У нас два главных направления: бутик, где мы продаем цветы, создаем букеты и оформляем различные ивенты (свадьбы, дни рождения) флористикой, а второе — кофейня в центре Харькова.
Первую неделю карантина мы делали кофе с собой, но вскоре полностью закрыли кофейню, но планируем скоро снова открываться. А цветочный бутик работает по предзаказам, принимаем заказы во всех мессенджерах.
Поначалу у всех было какое-то упадническое настроение и хотелось сделать что-то хорошее. У нас оставалось много цветов, и мы решили просто так дарить их тем людям, которым сейчас нуждаются во внимании. Я предложила всем желающим написать, кому бы они хотели подарить букет абсолютно бесплатно, без каких-то подписок либо чего-то еще. Отозвался Bob Basset, и благодаря ему большое количество людей приняли участие. Вместе мы дарили хорошее настроение врачам, пожилым людям и своим близким.
Цветы не самый важный элемент во время карантина, но спрос есть. Он, конечно, не такой, как был «до», но люди по-прежнему хотят сделать приятно друг другу. Мы планируем рекламные активности, но пока «осторожничаем».
Мы пересмотрели нашу ценовую политику, чтобы у нас был выбор букетов не только от 1000 гривен и делаем ставку на разные виды букетов, чтобы люди чаще могли их дарить. Лучше 10-20 букетов по 500 гривен, чем два букета по 3-4 тысячи. Пересматриваем сегмент, в котором мы работаем.
Ближайшие пару месяцев у нас еще есть резервы, чтобы пережить нелучшие времена. Но мы не сидим на месте, мы делаем упор на наш интернет-магазин, сайт и странички, где можно заказать все. Когда приходит заявка на букет, мы обрабатываем ее онлайн, обсуждаем все нюансы заказа, после этого флорист выходит в магазин, делает определенное количество букетов и отдает их курьеру, который уже развозит.
Проблемней всего держать команду в тонусе. Я работаю с профессионалами, все, кто есть, я их очень люблю. И хочется, чтобы выйдя из карантина, команда осталась. Сложно с баристами, для них критично важны выходы на работу, ведь это зарплата. Сейчас они получают совсем небольшую зарплату как помощь. Но на следующей неделе планируем снова открываться, мы находимся в самом центре города и в основном наш потребитель — это те люди, которые гуляли в парке. Я приезжала на днях на работу, и в будние дни на Сумской припарковаться негде, люди все равно куда-то приезжают и будем тестить. Мне нужно поддерживать моих сотрудников.
Все мои бизнесы направлены на сферу ивентов, сферу праздников, и в один момент все события отменились, например, свадебные проекты сейчас заморожены, и абсолютная неизвестность. Я только надеюсь, что не допустят того, что все будет закрыто аж до сентября. Экономика страны сейчас на пограничном этапе, еще чуть-чуть и начнется полный эффект домино.
Сейчас важно не жить в ожидании чего-то, что карантин закончится — и заживем. Важно жить здесь и сейчас и делать хорошие дела, насколько ты можешь. По выходу из карантина хочется расслабиться и обнять всех своих родных, это то, чего не хватает. Это то, что мы недостаточно ценили.
Вікторія Пасько, засновниця виробництва цукерок Euphoria sweets
Я виготовляю веганські солодощі без цукру. Сама відмовилася від цукру: спочатку за допомогою різних дієт, потім прийшла до здорового харчування, але організм вимагав солодкого — і я створила власну альтернативу. Хотіла зробити щось схоже на «рафаело», і в мене вийшло.
До карантину було двоє партнерок, але тепер я займаюся сама і просуванням, і виготовленням цукерок. Вони не є товаром першої необхідності, і не лише в мене зупинилися продажі. Я стежу за конкурентами, усі роблять дуже суттєві знижки, ринок збуту зменшився, адже зачинені кав’ярні, спортивні салони, екомагазинчики. Наші колишні партнери тепер не працюють.
Наш єдиний ринок збуту — це інтернет. Я шукаю методи росту своєї справи, більше перейшла в діджиталізацію, слухаю курси з інтернет-маркетингу.
Що найпроблематичніше під час карантину? Подорожчали складники цукерок, тож собівартість моєї продукції виросла. До того ж тепер складніше знайти клієнта, оскільки солодощі не пріоритетні у витратах. Якби не було карантину, ми розширювали б свої точки збуту. Якби зараз люди не втратили роботу і мали стабільний дохід, повноцінно виходили надвір, то і продажі були б в усіх, звісно, вищими.
Мої цукерки ситні, і не потрібно їсти їх кілограми, щоб вгамувати жагу. Організм отримує більше енергії, і навіть змінюється шкіра.
Бизнес на карантине. Выпуск 1
Бизнес на карантине. Выпуск 2
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин