Бизнес на карантине. Выпуск 2 | Накипело
Партнерские материалы

Бизнес на карантине. Выпуск 2

  • Диана Руда
  • 18 апреля
  • 1629

Партнерский материал

Выпить вина можно только через монитор, а службы доставки стали самой популярной профессией. Мы продолжаем нашу рубрику «Бизнес на карантине», в которой рассказываем, как переживают дистанционную работу харьковские компании, об успехах и проблемах. Поговорили с юридической компанией ILF, рестораном True price, IT-компанией Epam Kharkiv, баром Port Wine Bar.

Екатерина Заславская, директорка Киевского офиса юридической компании ILF, и Артем Водолажский, директор по маркетингу

Есть часть клиентов, у которых сейчас проблема, кто-то свой бизнес приостановил, кто-то пока недополучил доход, но говорить о том, чтобы прям отказались от наших услуг, такого не было. Мы не оставляем наших клиентов, даже если кто-то из них  сказал нам: «Мы не можем вам заплатить сейчас, мы заплатим вам потом». Мы продолжаем оставаться на коммуникации, отвечаем на вопросы, поддерживаем, подсказываем, что можно делать. Сейчас тяжело всем и на первый план выходят человеческие отношения и поддержка. Мы стараемся сохранить наших клиентов, готовы индивидуально подходить к их запросам, быть надежными юридическими советниками и адвокатами в сложное для всех время.

У нас появилось направление в коммуникациях антикризисные меры помощи бизнесу. Каждую неделю мы проводим бесплатные вечернее включения по разным темам, как вести себя тому или иному бизнесу. Мы говорим о любых изменениях, законодательных и вообще, с точки зрения того, как поступать. Это может быть и медицинская сфера, и корпоративный большой бизнес, и ІТ. Много больниц обращается к нам за помощью, поскольку на передовой сейчас медики, и мы даже разрабатываем документ, как бизнесу передать больницам пожертвование, чтобы это было легально, бесплатно, чтобы это было в рамках закона, чтобы бизнес понимал, куда это все уйдет. 

Сокращения персонала нет, единственное, что запланированный рост мы, конечно, остановили пока. 

Мы разослали каждому сотруднику письмо, в котором наш операционный директор объяснил, когда можно ожидать зарплату, что происходит в компании, какие планы, также памятку о правах во время карантина, таких как  «могу ли я выйти на пробежку в парке». Получили прекрасную реакцию, люди написали «спасибо», «вау». Людям очень важна поддержка.

Перейти технически на удаленку, с учетом всех серверов, программ и так далее, это, в принципе далось довольно быстро. Каждый понедельник планирование задач, каждый день мы смотрим, какие у нас задачи на сегодня, что делам, анализируем, и в конце в пятницу ретроспектива, когда мы оцениваем работу за неделю, думая, что мы могли сделать лучше. 

Такие планерки заставляют себя чувствовать не брошенным, а в команде. Если раньше они были нацелены на эффективность, то сейчас планерки позволяют не одичать.

После рабочего дня каждый может устроить развлечение, мы планируем играть в онлайн игры командой, приглашать друзей и партнеров выпить условного пива онлайн. Это хороший лайфхак, чтобы сохранить коллектив.

Самое сложное держать в тонусе себя и команду, быть самодисциплинированным. С изменчивостью внешней среды нам приходится вместо долгосрочных планов, ставить краткосрочные, доносить их до команды, причем в таком духе, чтобы они это воспринимали как движение вперед и вверх. 

По итогу тех трансформаций, которые сейчас внутренне происходят у каждого человека и бизнеса, мы можем выйти из карантина с некой обновленной бизнес моделью. Вообще будет большой ошибкой выйти из карантина не изменившимся, зачем тогда все это было нужно. Наша задача отбросить все то, что не работает, внедрить то, что будет нам полезным.



Тетяна Гулевська, керуюча рестораном True Price

Ситуація вкрай важка. Ми зовсім не були готові до таких подій. Станом на зараз виручка впала приблизно на 80%. Найгірше те, що кожен тиждень ми фіксуємо падіння суми середнього чека на доставці. Тобто негативні наслідки ростуть, як сніжна куля. 

Мережа ресторанів True Price вирізняється поміж інших закладів харчування незвичною концепцією. Клієнт платить за вхід, а страви з меню отримує за собівартістю. У нашому меню − велике різноманіття страв із морепродуктів. Це лангустини, устриці, креветки, мідії, клешні краба, риба-папуга. Є й інша екзотика,наприклад, фуа-гра та жаб'ячі лапки. 

Наші гості мають змогу скуштувати вишукані делікатеси за доступною ціною. Карантин повністю зупинив звичний для нас режим роботи. За таких умов ми вже не можемо продавати страви з меню за собівартістю. Не було ніякої змоги зберегти концепцію та й надалі брати плату за вхід. 

Ми перейшли в режим доставки, почали приймати замовлення через телефон  подавати готові страви на винос (режим самовивозу, не порушуючи вимоги карантину). Нам усе одно довелося закласти у вартість страв націнку, хоча й мінімальну. Щоб надалі тримати такі низькі ціни, нам потрібен великий товарообіг, але й з цим зараз проблеми. 

Ми цілком й повністю виконуємо вимоги Міністерства охорони здоров'я України, Центру громадського здоров'я та Всесвітньої організації охорони здоров'я, постійно «тримаємо руку на пульсі», слідкуємо за новими приписами та рекомендаціями. Власних співробітників ми забезпечили всім необхідним для дотримання заходів безпеки – від масок та санітайзерів до рукавичок та окулярів. Найважче для нас було знайти всі ці засоби належної якості. Зараз ринок заповнений медичними та гігієнічними товарами сумнівного походження. 

Ми й раніше, до початку пандемії, постійно використовували засоби захисту. Наші працівники завжди працювали в рукавичках та мали достатню кількість дезінфектора. Зараз витрати на це збільшились, унаслідок росту ціни на ці речі. 

У цілому світі попит на послуги ресторанів упав у десятки разів. Україна, на жаль, не стала винятком. Тому іншого вибору у власників ресторанного бізнесу просто немає. Ми були вимушені не тільки скоротити працівників, але й закрити деякі заклади. Щоб бізнес хоч якось працював, аби платити зарплату хоч комусь, довелося скоротити інших. На жаль, іншого виходу просто не було. 

Відпочатку ми зрозуміли, що доставка та режим «із собою» не принесе нам прибутку. Але ми пішли на це виключно задля того, аби зберегти якомога більше робочих місць. Щоб дати можливість працівникам заробити та якось пережити ці складні часи. 

У нашій країні карантин ввели буквально за кілька днів. Ніхто не чекав, що ситуація може змінитися так стрімко.  Найскладніше, з чим зіштовхнулись підприємства громадського харчування, – це касовий розрив. Ви лягаєте спати, все добре, а прокидаєтеся наступного дня й опиняється в скрутній ситуації. Ви вже всім винні: власним працівникам, податковій, орендодавцеві, постачальникам, комунальним службам. А майже всі ваші гроші знаходяться в товарних залишках, і немає жодної можливості перевести їх у готівку. Товарні залишки для ресторанів — це продукти харчування, а вони мають властивість з часом псуватись.

Намагаємося мислити позитивно, хоча в часи карантину робити це непросто. На жаль, для бізнесу ніхто не надав пільги на комунальні платежі та податкове навантаження. Якщо строки карантину будуть постійно «просуватись» уперед, ситуація може стати патовою для всього бізнесу, не тільки для нашого. 



Сергей Шкурупий, руководитель харьковского офиса IT-компании ЕРАМ Kharkiv

В связи с закрытием границ мы в оперативном режиме помогали специалистам компании вернуться в Украину из командировок, путешествий, отпусков и оказывали поддержку во взаимодействии с посольствами и консульствами за границей. Самые простые случаи– это были возвращения из Европы, люди оперативно получали информацию, когда закрываются авиаперелеты, в каких странах, и планировали, что лучше: поезд или машина. Несколько наших специалистов, например в Иордании, Мальте, Австралим, Бали, Занзибаре, там действительно было непросто, люди внезапно получили уведомления о том, что их рейс отменен, и там наша служба помогала консультациями, какие страны еще открыты, как можно скомпоновать, где какие можно купить билеты. Кто-то возвращался через Стамбул, кто-то через эвакуационный рейсы, где-то через Минск. Сейчас вернулись все.

Среагировали мы достаточно быстро, поскольку большая часть наших специалистов изначально работала удаленно. Для нашей компании практически является нормой, когда проект делается одновременно в трех-четырех разных странах и еще в большем количестве городом. И с помощью технологических инструментов все эти команды удаленно друг с другом кооперируются. Этот подход, когда компания начала расширяться еще 20 лет назад, был исторически принят по умолчанию. 

Также мы занимаемся консалтинговым дизайном физических вещей. Мы сделали дизайн защитной маски, который выпустили в открытое пользование, так называемый open source, чтобы это можно было повторить и не было проблем с лицензированием. Была выпущена партия и была передана в медицинские учреждения для тестирования. 

Каких-то радикальных действий от клиентов не было, мы получили достаточно хорошую поддержку в переходе на удаленную работу. Все клиенты пошли на встречу, изменили процедуры, перенастроили системы. Но могу сказать, что они стали более консервативны в части планирования новых проектов и новых бюджетов, поскольку, то что сейчас происходит, не поддается прогнозированию.

Мы презентуем своим клиентам сервис Remote By Design. Это внутренняя система компании, которая помогает взаимодействию, как на уровне работы по проектах, так и на уровне взаимодействия с клиентами. Каким образом организовывается общение между различными командами, которые работают удаленно, каким образом они работают над проектом, требования, время. 

Вопросы адаптации как работать из дома, они конечно возникают, особенно, когда у тебя дома собака, двое детей и все на ограниченном пространстве, но, тем не менея, помогали нашим коллегам и советами, HR делают различные вебинары и статьи, как организовать свое время. Мы собирали информацию, как люди себя чувствуют, в среднем, что люди не могут перестроится проблем не возникало, на DOU есть опрос про IT специалистов на ремоуте



Настя Чистякова, співвласниця Port Wine Bar

Port Wine Bar мережа винних барів у Харкові, Одесі, Києві та Львові. Ми вже чотири роки пригощаємо гостей одеським вином, якого в нас близько 20 видів. Серед них як ординарні та кріплені вина, так і ціла лінійка фруктових.

Наразі ми у вимушеній відпустці. Доставка через великих агентів (Glovo, Raketa, UberEats) неможлива, адже вони не розвозять алкоголь. Одними вихідними організували власну доставку. У нас були замовлення й позитивні відгуки, але ми вирішили, що краще залишити працівників удома. Ми віримо, що тривалість карантину залежить від дотримання його правил.

У барах працює дуже класна команда, яку ми хочемо зберегти. Це зараз є нашим пріоритетом. Відчуваємо за наших працівників відповідальність і допомагаємо під час неочікуваної відпустки.

Ми навіть не розглядаємо варіант повного припинення нашої діяльності. У нас склалися добрі відносини з орендодавцями та постачальниками, які готові допомогти та піти на компроміс. Неможливо робити глобальні прогнози, але з практики минулих криз – у закладів нашого сегменту більше шансів залишатися на ринку. Однак однозначно прийдеться зачекати з новими проєктами, які були в планах на найближче майбутнє.

Оскільки ми зараз не працюємо, то не докладаємо надзусиль зі стимулювання продажів. Ми підтримуємо зв'язок з нашими гостями, дуже радіємо повідомленням та відміткам у соціальних мережах. Плануємо щось цікаве на відкриття після карантину й дуже сумуємо за веселими розмовами та дзвоном стаканів, повних вина.

ПОДПИШИТЕСЬ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПЕЛО, чтобы быть в курсе свежих новостей.

ПОДПИШИТЕСЬ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПЕЛО

В случае массовых потасовок на улицах города мы вас оповестим