Регистрация на ВНО в самом разгаре: абитуриенты выбирают предметы, скрупулезно вводят в графы персональные данные, спорят с родителями и листают пособия для подготовки. И все с одной целью — поступить в университет. Для кого-то это личная цель, кто-то следует пожеланиям родителей, для кого-то высшее образование — просто возможность уехать и стать «взрослым». Но всем ли абитуриентам действительно нужно поступление, нервы и, вообще, — многолетняя учеба в вузе?
По степени охвата населения высшим образованием Украина занимает 10-12 место в мире. Стоимость обучения по сравнению со странами Европейского Союза в Украине самая низкая, а 191 100 бюджетных мест в 2018 году открывали широкую возможность получить диплом за счет государства.
Несмотря на такой уровень доступности «вышки», в 2017 году, по данным Правительственного портала, 51% молодежи работал не по специальности. А согласно результатам опроса сайта Rabota.ua, в 2018-м только 42 % респондентов имели работу, соответствующую образованию.
На вопрос, зачем же тогда половина абитуриентов идет учиться в вуз, если не планирует заниматься выбранным делом, отвечает коуч и консультантка в методе позитивной психотерапии Ольга Ладия-Щербакова. Она считает, что высшее образование символизирует «билет» в счастливое и богатое будущее. По ее словам, это своего рода пропуск в благополучное общество.
«В сознании людей закрепилась связь: высшее образование — стабильная работа и материальное благополучие, больше возможностей. Также высшее образование повышает чувство собственного достоинства, самооценку, уверенность. Но на практике спустя год-два после окончания обучения часть студентов возвращается домой к родителям, часть соглашается на труд, не связанный со специальностью или не требующий высшего образования вообще, а какая-то часть не может найти себе работу. Это развеивает миф, что высшее образование неизменно ведет к более высокой занятости».
Статистика подтверждает мнение Ольги. Среди зарегистрированных безработных в 2018 году 20 тысяч имели высшее образование, а еще 12 — базовое и неполное высшее. По сравнению с предыдущими годами, в 2018-м увеличилось количество безработных с высшим образованием, а с полным средним — уменьшилось.
Александр Чумаченко, 22-летний житель поселка Жихарь, читает название своей специальности из заметок в телефоне: «Автоматизация и компьютерно-интегрированные технологии: компьютеризированные системы и управление автоматикой». Парню казалось, что эта специальность ему близка — «технический» склад ума, желание работать с программами и машинами. Да и поступить на бюджет было легко: дополнительные баллы за подготовительные курсы в университете — и Саша уже первокурсник НТУ «ХПИ».
«Все, чему меня учили, было косвенно или только наполовину связано с моей специальностью. Даже паять мы начали учиться только на четвертом курсе. На третий год учебы я пошел работать оператором вязального станка. Это было очень поверхностно, но связано с моей профессией. Мне нужно было настраивать машины и следить за ними. К концу учебы я понял, что работать даже в чем-то близком я не смогу: я до конца не понимал, что значит моя специальность. Я и сейчас не понимаю. Мне еще год учиться до уровня магистра, но важнее не получить диплом, а найти работу. Есть сфера услуг, торговля, доставка, физическая работа».
Доцентка Наталия Нечаева преподает в Харьковском национальном университете имени В. Н. Каразина и расценивает высшее образование как зарядку для мозга.
«Высшее образование должно быть для тех, кто действительно понимает, зачем это ему, а не чтобы маме принести диплом. Человек должен идти в университет за знаниями, которые ему нужны и которые он потом будет способен применять в жизни. Однако, если ты хотя бы пытался что-то делать в университете, то в какой-то момент жизни тебе это пригодится. В любом случае, высшее образование „раскочегаривает“ мозг и учит думать и учиться».
По мнению Ольги Ладии-Щербаковой, высшие учебные заведения справляются с передачей знаний, но не формируют навыки.
«Альтернативой могут быть —– самообразование; тьюторы, наставники, коучи; бизнес и предпринимательство; курсы, онлайн-курсы, занятия с репетиторами. Уже сейчас работодатели обращают внимание на конкретные умения и таланты, реальные рекомендации, реализованные проекты, которые говорят об успехах соискателя куда больше, чем оценки в дипломе».
Нужно ли тратить несколько лет жизни на то, чтобы «раскочегарить» мозг? Этот вопрос мы задали харьковчанам.
Специалисты без «корочки»
Харьковский областной центр занятости предоставляет список вакансий, где претендентам не нужна вузовская «корочка».
Должности, для занятия которых достаточно профессионально-технического образования:
- парикмахер,
- повар,
- водитель автотранспортных средств,
- машинист крана,
- тракторист,
- токарь,
- электросварщик,
- слесарь механосборочных работ,
- слесарь по топливной аппаратуре,
- электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования,
- заточник,
- слесарь по топливной аппаратуре,
- слесарь-ремонтник и др.
Перечень профессий, для овладения которыми достаточно базового общего среднего образования:
- укладчик-упаковщик,
- сортировщик в производстве пищевой продукции,
- оператор почтовой связи,
- горничная,
- охранник,
- монтер пути,
- социальный работник,
- кондуктор общественного транспорта,
- лесоруб,
- рабочий по благоустройству,
- озеленитель,
- грузчик,
- подсобный рабочий,
- уборщик помещений (территории), дворник и т.п.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин