Помогать воспитанникам детдомов и интернатов можно по-разному. Одни привозят им различные подарки и сладости, другие ― делятся собственным временем, знаниями и вдохновением. О помощи детям-сиротам и дружбу с ними рассказала председательница правления Благотворительного фонда «Немного огня» Виктория Нестеренко.
Благотворительный фонд «Немного огня» вырос из студенческой инициативы в 2011―2012 годах. Тогда группа харьковских студентов выбрала детдом для регулярного посещения. Они знали, что к ребятам время от времени наведываются разные благотворители, однако это были разовые визиты, которые отнюдь не удовлетворяли потребность во внимании и общении. Детям было важно иметь надежных, стабильных друзей, и эти студенты решили ими стать.
Через некоторое время волонтеры подружились с воспитанниками интерната. Малыши начали доверять старшим друзьям, делиться мечтами и желаниями. В процессе общения выяснилось, что у них есть значительные проблемы с самооценкой: дети не верили, что они чего-то в жизни достигнут, что их можно любить. И с этим нужно было что-то делать.
«В интернатной системе мне встретились хорошие люди: преподаватели, воспитатели, которые любят свою работу, горят проблемами детей и всегда идут навстречу волонтерам, ― вспоминает Виктория. ― Мы были студентами, когда начинали, поэтому воспитатели объясняли, как налаживать контакт с детьми. Но с другой стороны, даже самый прекрасный преподаватель, воспитатель, волонтер никогда не станет отцом или матерью. А каждому ребенку нужен свой собственный взрослый. Интернатная система такого взрослого дать, к сожалению, не может. Более того: она воспитывает у ребенка мнение, что невозможно построить стабильные связи, потому что взрослые приходят и исчезают: кто-то устроился на работу, кто-то уволился. И в этом — огромная проблема».
Волонтеры фонда задались целью обучать и мотивировать детей, помогать им воплощать мечты. Они регулярно наведываются в детдом, организуют бесплатные уроки музыки и альтернативные образовательные курсы. Основан Центр творчества и науки, который дает возможность как сиротам, так и детям из малообеспеченных семей бесплатно посещать кружки и готовиться к ВНО.
Волонтерка отметила: сейчас интернаты хорошо обеспечены материально. Исключение разве что отдаленные учреждения области, куда никто не доезжает. В детдома и интернаты регулярно наведываются благотворители с подарками, угощениями и дорогими гаджетами. Но это не решает проблем сирот, а часто и добавляет новые.
«Дети привыкают, что материальное ― самое главное, ― объясняет Виктория. ― А отношения, тесные связи строить не умеют. И когда они выходят во взрослую жизнь, считают: „Я же ребенок-сирота, бедный-несчастный, мне все должны помогать“. А во взрослой жизни это не работает. Когда тебе 20―25 лет, на тебя никто не будет смотреть как на маленького ребеночка и везти конфетки. Кроме того, в интернатах осталась нехорошая ситуация: когда приезжают волонтеры с подарками, их забирают старшие дети, а младшие остаются без игрушек. Был даже случай в интернатном заведении Харьковской области, коллеги рассказывали: привезли в подарок красивые правозащитные книги «Имею право». А взрослые дети отняли их у малышей, пошли вечером в соседнее село и обменяли на алкоголь и сигареты».
Даже если интернаты оснащены всем необходимым, относительно личного развития детей они полностью проваливают работу. Если ребенок не успевает в учебе, с ним никто не будет заниматься индивидуально. Чего-то не понял ― твои проблемы.
«Как-то раз учительница влепила ребенку-сироте двойку, потому что он не принес домашнее задание, ― рассказывает Виктория. ― Надо было в тетрадь вклеить портреты родителей и написать какую-то историю о них. Я спрашиваю: „А учительница знала, что у тебя нет матери?“. Ребенок говорит: „Да, она знает, что мы из интерната. У нее все в журнале отмечено“. Тем не менее, она поставила двойку. Из-за такого отношения человек в 18―20 лет не умеет нормально читать, нормально ориентироваться. А сейчас мир так устроен, что нужно постоянно обрабатывать новую информацию. Ребенок приходит на работу и понимает, что не справляется, а как и где учиться ― не знает».
Хватает и других факторов, которые мешают детям адаптироваться к реалиям взрослой жизни. Например, воспитанники интернатов не обучены планировать время. Они привыкли, что их распорядок дня полностью регулируют взрослые. Определено, когда именно они должны есть, отдыхать или учиться, и желание самих детей во внимание никто не принимает. Они живут настоящим и не имеют навыков планирования будущего.
Также выходцы из интернатов не умеют распоряжаться деньгами: у них не было возможности этому научиться. Когда такие дети получают родительские пенсии, они не откладывают деньги на будущее, а тратят на дорогие гаджеты, кафе, развлечения и недоступные ранее прихоти. А потом остаются с пустыми кошельками. Ситуация становится хуже, когда ребята берут «быстрые» кредиты и не имеют возможности их оплатить. А это уже объявление в розыск и судимость, что значительно ограничивает шансы найти нормальную работу.
«Есть психологические проблемы, ― сокрушается Виктория. ― Дети-сироты часто не умеют распознавать собственные эмоции. Это следствие интернатной системы, травмы детства, когда привыкаешь, что лучше эмоции прятать, чтобы никто ничего не знал о тебе. Если с обычным ребенком случается неприятная ситуация на работе или в учебе, то он идет домой, к родителям, к близкому человеку. Справится с этим и вновь пойдет на учебу или работу. А тут ребенок, впервые встретившись с трудностями, говорит: „Все“. Он выключается и больше никуда не ходит. Дети не умеют строить долговременные отношения со взрослыми: если чувствуют, что взрослые слишком их опекают или влияют на их жизнь, убегают. Им так комфортнее».
А вот в чем нет дефицита, так это в благотворителях, которые заваливают малышей сладостями и подарками. В подобных визитов есть темная сторона: детям за один раз дарят слишком много сладкого. Они знают, что вкусности запросто могут забрать старшие, и начинают их есть как не в себя. Бывает, что после праздников целые группы детей оказываются в больницах. А во взрослом возрасте у многих наблюдаются проблемы с желудком.
«Я много историй слышала от детей, для которых Новый год уже не ожидаемый праздник, ― говорит Виктория, ― потому что это постоянные концерты. Приезжают волонтеры, дарят подарки, им нужно в благодарность показать концерт. И таких концертов ― по пять, по шесть. Иногда бывает, что у детей идет подготовка к ВНО, или какие-то еще важные занятия, но администрация тупо отрывает детей от учебы, от личных дел. А почему? Потому что приехали волонтеры со спектаклем. А там тот спектакль... Ну извините, какой-то нелепый, однако детей заставляют его смотреть. Вот волонтеры к вам приехали причинить добро, как говорится».
Конечно, подарки не решат детских проблем. Однако если есть желание помочь материально, лучше всего ― адресные подарки. Потому что есть разница, когда тебя один раз заваливают конфетами, а затем приезжают еще 20 человек с такими же. Другое дело, когда кто-то приезжает именно к тебе и дарит вещь, которую тебе давно хотелось получить.
«У нас под Новый год как-то была забавная ситуация, ― смеется Виктория. ― Я на тот момент уже выпустилась и работала в университете. Со студентами мы привезли пиццу, отпраздновать. А дети смотрят на пиццу, но как-то лениво: „Мм, пицца. Мы ели недавно. Слушайте, а вы мандарины хотите?“. И выносят огромный ящик мандаринов, уже настолько спелых, что вот-вот будут гнить. А дети рассказывают, что им привезли ящик с мандаринами и ящик с конфетами, и они уже просто не могут их есть, надоело. Даже жадность не сработала. А тут наши голодные студенты из общежития. Дети увидели, что студентам по кайфу, когда их кормят, и начали угощать всем, что им привезли благотворители. Это смешная ситуация, но показательная: привозят много того, что в конце концов просто сгниет. И детям от этого не будет пользы».
Если нет финансовых возможностей, но есть силы и время уделить внимание детям, можно попробовать себя в наставничестве. Согласно нашей программе, ребенку нужно уделять два часа еженедельно в течение года. Конечно, наставник не заменит родителей. Но ощущение, что у ребенка есть его личный взрослый, который может подумать о нем и защитить его интересы, ― дает мощный старт, даже если отношения не продлятся долго.
«Бывает, звонят дети, уже взрослые, ― с теплотой говорит Виктория. ― Мы уже с ними по-дружески общаемся. И говорят: „Слушай, я помню, как никто не верил, что я поступлю в университет. А ты мне говорила, что я это обязательно сделаю, и готовила меня, и заставляла, и таскала на занятия. Наконец я это сделал“. Вот это действительно важно. Так закладываются основы ощущения, что отношения со взрослыми могут быть адекватными и удовлетворить нравственные потребности ребят».
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин