В Харькове стартует образовательная программа Биеннале современного искусства

17-20 ноября в Харькове начнется первый этап открытой образовательной программы второй национальной Биеннале молодого современного искусства. Образовательная программа продлится на протяжении почти всего года подготовки к Биеннале (сама же Биеннале состоится в сентябре 2019). Ее задача – расширить потенциальную зрительскую аудиторию и помочь ей разобраться в восприятии современного искусства, а профессиональному сообществу дать возможность углубить свои знания и наладить межинституциональные контакты.

В первый лекторий организаторы приглашают как профессиональное культурное сообщество, так и всех желающих – лучше научиться критически воспринимать современное искусство и разобраться, как работают современные арт-институции и какова роль кураторов.

Все события образовательной программы бесплатны для посетителей – благодаря поддержке Украинского культурного фонда. Кураторка образовательной программы Биеннале – Екатерина Филюк.

Все встречи состоятся в харьковской Муниципальной галерее, начало – в 18:30.

Одной из самых интересных для широкой публики станет лекция Малгожаты Людвисяк – 17 ноября, 18:30 – «Как мыслить критически?»

Малгожата Людвисяк, кураторка и директорка одного из наиболее интересных в Восточной Европе центров современного искусства – «Замка Уяздовского» Centrum Sztuki Współczesnej Zamek Ujazdowski в Варшаве – будет говорить о том, как современная арт-институция может и должна реагировать на многочисленные вызовы. В частности, речь пойдет о массовой миграции, неолиберальных режимах, царящих в глобализированном мире, и новой волне националистических движений. В таких условиях – что значит быть критическим художником? Каковы возможные инструменты в арсенале арт-институций, чтобы быть социально ответственными? Как мыслить критически?

Малгожата Людвисяк хорошо знакома с украинским культурным контекстом, в частности, была участницей жюри премии Малевича. Подробнее о лекторке – ниже.

«Как утро – с чистки зубов, так и образовательную программу Биеннале мы начинаем с вопроса гигиенического: как мыслить критически?» – говорят организаторы и утверждают, что критическое мышление является основой гигиены сознания.

19 ноября в 18.30 – лекция Александра Соловьева «Современный кураторский проект. Большой формат».

Александр Соловьев, которого называют одним из «мастодонтов» современной кураторской школы в Украине, имеет огромный опыт работы с масштабными проектами, которым и поделится во время лекции. Он будет говорить, в частности, о том, что современное искусство все больше и больше тяготеет к так называемым выставкам-блокбастерам или к биеннале – подчеркивая масштаб и обещая показать срез, обобщить и охватить все имеющиеся тенденции. Обычно в таких проектах на куратора возлагается огромная ответственность, ведь он должен сформулировать яркую и релевантную времени идею и собрать созвездие художников.

Наконец, 20 ноября, так же в 18:30 – «С чем сталкивается куратор. Открытая дискуссия накануне Биеннале». Участие в дискуссии принимают Анна Смоляк (Краков), Мария Ланько (Киев), Борис Филоненко (Харьков).

Во время дискуссии кураторка первого Фестиваля молодых украинских художников, который состоялся в Художественном Арсенале Мария Ланько, куратор последней выставки Future generation Art Prize Анна Смоляк и один из кураторов второй национальной биеннале молодого современного искусства (преемницы упомянутого фестиваля) Борис Филоненко будут говорить о вызовах, с которыми сталкивается куратор в процессе работы над большим проектом. В частности, они поднимут вопрос стыковки различных позиций и роли куратора как фасилитатора и модератора.

Публичная программа стартует во время кураторского интенсива, который пройдет 17-21 ноября – также при поддержке Украинского культурного фонда.

Задача кураторского интенсива – помочь команде, работающей над Биеннале, выработать формат, наметить тему проекта и его ключевые векторы. Напомним, кураторами основной программы, которым и предстоит выработать тему и видение Биеннале, стали Борис Филоненко (Харьков) – его концепт называется «Кажется, я захожу в наш сад» – и Дарья Скрынник-Миська и Анастасия Евсеева (Львов) – концепт «Зона (дис) комфорта». Образовательную программу будет разрабатывать Екатерина Филюк (Киев/Палермо) – одна из трех кураторок, которые работали над первой Биеннале, в прошлом году основанной Министерством культуры и прошедшей в Киеве под названием Фестиваль молодых украинских художников. Детскую программу будет координировать известная харьковская студия Aza Nizi Maza (Харьков), основанная Николаем и Марией Коломийцами.

Программа публичных лекций и кураторский интенсив проходят при поддержке Украинского культурного фонда.

Участницы и участники публичной образовательной программы:

Малѓожата Людвисяк, директорка Центра современного искусства «Замок Уяздовский» в Варшаве (с 2014 года), арт-критикиня, искусствоведка, кураторка. Работала заместителем директора Художественного музея в Лодзе (Muzeum Sztuki in Lodz; 2008—2014). Участница АІСА (Международной ассоциации арт-критиков) и CIMAM (Международной ассоциации Музеев и Коллекций Модерного и Современного искусства). Была директоркой Лодзинской Биеннале 2006 (Lodz Biennale) – второй части International Art Biennale, кураторкой и директоркой Łódź Design 2007 – первого фестиваля дизайна и архитектуры в Польше. Была сокураторкой известной выставки «Корреспонденции. Современное искусство и универсализм" в Художественном музее (2012—2013), которая противопоставляла две большие коллекции искусства XX и XXI века – Художественных музеев в Лодзи и Берне. Кураторка программы визуальных искусств в рамках фестиваля Диалог четырех культур (2008). Читала лекции по истории искусства и маркетинга в области культуры, вела магистерские семинары в Академии искусств в Лодзи (2007—2010), работала журналисткой отдела культуры Gazeta Wyborcza Łódź – местным изданием крупнейшей польской газеты.

В теоретических текстах Малгожата Людвисяк пытается искать возможные связи между современным искусством и его социальной ответственностью, отражая критическую роль художественных институтов в этом процессе.

Александр Соловьев, один из первых украинских кураторов современного искусства. Сегодня – помощник генерального директора музейно-выставочного комплекса «Мистецький Арсенал». В 90-е он был куратором таких знаковых для десятилетия проектов как «Художники Парижской коммуны», «Пространство культурной революции», «Парниковый аффект». В нулевых работал с PinchukArtCentre (в частности, проекты «Первая коллекция», «Прощай, оружие», Generations UsA, выставка 20 номинантов PinchukArtPrize для молодых украинских художников и т.д.). В 2003, 2007 и 2013 был куратором проектов Украинского павильона на Венецианской биеннале. Последние восемь лет курирует проекты в «Художественном Арсенале». Среди них: «Независимые. Новое искусство новой страны 1991—2011», «Александр Гнилицкий. Реальность иллюзии» и многие другие. В 2014 входил в кураторскую группу проекта «Предчувствие. Украинское искусство сегодня», а в 2015 был куратором и членом жюри выставки-конкурса украинских и британских молодых художников Uk/raine. Оба проекта состоялись в лондонской галерее Saatchi.

Анна Смоляк – независимая куратор (Краков, Польша). Исследует современную институциональную критику и альтернативные формы сотрудничества и организации в художественной сфере. Исследовала понятие местности, периферии и отторжения, сосредотачиваясь на восточноевропейском и постсоветском контексте, в частности на Кавказе. Была главной кураторкой галереи BWA SOKOL в Новом Сонче, Польша (2015—2016 гг.), кураторкой премии Future Generation Art Prize 2017 в PinchukArtCentre в Киеве и, совместно с Берном Гельдхоф, выставки в Палаццо Контарини Полиньяк в Венеции в рамках программы 57-й Венецианской биеннале.

Среди недавних выставок, над которыми она работала: Аслан Гайсумов, «Все, что вы видите здесь, забудьте в Емалини", (All That You See Here, Forget at Emalin), Лондон, 2018; Сислей Ксафа, «Натюрморт мысли" (The Stillness of Thought); выставка Лады Наконечной в PinchukArtCentre, Киев (2016); «Контрабандисты, Фестиваль рассказов", Гданьск, 2015; Re: public, Абшерон, Азербайджан, 2015; Аusteria, BWA SOKÓŁ, Новый Сонч, 2015.

Борис Филоненко – независимый куратор, арт-критик, искусствовед, Харьков. Среди основных реализованных проектов: 2018 – «Музей плаката. Выставка плакатов из коллекции фестиваля 4-й блок»; студия Aza Nizi Maza – «Охотники на привале»; Влад Краснощок, «Как я завязал с искусством», все – Харьков. 2017 – Владимир Костырко, Евгений Равский, «Правдой искусства есть фикция», Харьков; «Фонтан» – ретроспектива Павла Макова, Львов. 2016 – «Тени забытых предков» НКММК «Мистецький Арсенал», Киев (сокуратор). 2016 – «Кроты в очередях». 2015 — Николай Коломиец, «Угроза», Харьков.

ещё по теме:

В Харькове пройдет форум сексуального образования для детей

Музыканты «Классической феерии» соберут деньги на принтер Брайля

Проект Gvalt: пространство открытого диалога о насилии

#Журетика: розмова PRO в Харкові

Plan B: фестиваль социальных инноваций и новой музыки

опубликовано

14 ноября 2018

фото

Игорь Лептуга

просмотров

453

поделиться