«Украинская музыка сегодня — это большой и стремительно расширяющийся мир», — Маноцков

Российский композитор Александр Маноцков — поклонник культуры Украины. Осенью 2017 года на ГОГОЛЬFESTe в Киеве он представил свою новую программу – цикл песен на слова украинских поэтов разных эпох (от Тараса Шевченко до Сергея Жадана).

28 февраля в рамках фестиваля Impreza в Харьковской филармонии «Псалми і танці» прозвучат в исполнении камерного оркестра, а Александр Маноцков выступит не только как автор музыки, но и как вокалист.

Накануне концерта мы решили узнать у Александра, какой ему видится украинская музыка сегодня. Далее — прямая речь композитора.



Вот небольшой «плэйлист» из разных вещей, которые сегодня для меня складываются в картину украинской музыки. Это, разумеется, не музыковедческое исчерпывающее описание, а просто фотография момента моей личной слушательской и музыкантской жизни. Порядок перечисления совершенно случаен.

Очень мощный ансамбль «Божичи», аутентично исполняющий традиционную украинскую музыку. В этом клипе очень слышна замечательная особенность этого коллектива: у них есть «свинг», некая (совершенно неслучайная) неравномерность течения музыкального времени. Если эту песню, скажем, нотировать, то возникнет большой соблазн спрямить и упростить некоторые ритмические особенности, как бы отнести их на счет исполнительской манеры, рубато, то есть чего-то не очень существенного. Именно такие вещи и теряются в первую очередь при переходе традиционной музыки из ее естественной среды бытования в среду «профессиональную» – у плохих «профессионалов». Между тем, в этом чуть ли не самое главное.

Дело в том, что в большинстве народных традиций нет простой матрицы «звуковысотность/длительность», организованной как система простых арифметических отношений. Музыкальная фраза мыслится как единое целое, как «тонема», объединяющая и слово, и время, и высоту, и тембр, и коммуникацию, и еще много разного. Я сам всю жизнь занимаюсь такими вещами и как слушатель этого жадно ищу: слушать «Божичей» для меня чистое наслаждение.



Пение под лиру — это одна из любимых моих вещей в украинской музыке, а Наталия Сербина одна из любимых моих исполнительниц. Замечательно, что она очень много выступает в России, сотрудничает с российскими музыкантами, воспитывает любительские коллективы, которые, например, в Москве поют украинские песни. Она и исследователь, и очень хорошая певица.



Меня всегда завораживали «народные» варианты барочных музыкальных форм. В этом смысле украинская музыкальная традиция — одна из самых интересных в Европе. Любопытно, какие плоды дает соединение реконструированных, уже утраченных элементов с сохранившимися народными. Я вообще небольшой любитель «ранней музыки» и связанной с ней идеологии «аутентизма», но критерий для меня всегда – получается ли что-то живое. Вот ансамбль «Хорея Козацька», мне кажется, очень живой, и уже этим подлинный.



Очень люблю «ДахуБраху». На самом деле ансамблей такого «формата» (ну, если описать словами, из каких элементов это сделано) довольно много, но я не знаю ни одного, который бы хоть отдаленно был сравним с этой группой по уровню. Вероятно, дело в том, что все ингредиенты мощные – и знание фольклора, и сценическая харизма, и чувство ритма, и т.д., и т.п. Не знаю, нет объяснения тому, что происходит, когда они музицируют. Это самое любимое мое ощущение, когда вот, все делается прямо у тебя перед глазами, минимум ресурсов, не успеваешь опомниться, а уже шерсть у тебя стоит дыбом и приплясываешь.

Сегодня эти люди – культурный форпост Украины в мире. Мне кажется, это реально самый узнаваемый украинский бренд. В Лондоне или Нью-Йорке на них продаются полные залы, и понятно, почему.



Другое детище великого Влада Троицкого Dakh Daughters – они мне тоже нравятся. Тот вид театра, который делает этот коллектив, уже породил изрядное количество подражателей, например, в Москве.



Конечно, любой российский композитор на пароль «украинская музыка» немедленно произносит отзыв: «Сильвестров». Но для меня это не дежурное почитание, я, правда, его люблю и часто слушаю. Иногда по соседству с Шубертом, иногда без всяких соседств. Мои любимые его вещи (тут я точно не оригинален) – «Багатели» и «Тихие песни».



Недавно познакомился с очень интересной группой DZ'OB. Это постоянно (а не как короткий «проект») существующий довольно большой ансамбль. в котором живые академические инструменты соединяются с электроникой (иногда тоже «живой», то есть управляемой в реальном времени).

«Академических» таких составов довольно много, но тут интересно, что заход как бы с неакадемической стороны. В музыке у них есть черты и минимализма, и техно, и бог знает чего еще.

Мне кажется, это идеальный ансамбль для композиторских коллабораций, надеюсь, что одна из них будет с моим участием.



Алексей Шмурак, очень талантливый киевский композитор и пианист, культуртрегер и блогер, за которым я во всех этих его ипостасях уже несколько лет с удовольствием наблюдаю. Вообще у живых (а не намеренно «академических») композиторов сейчас часто бывает, что им нужно как бы «уйти из композиторов». У Шмурака тоже есть такая практика, одна из ее форм это песенный проект, который называется «Истерический дог».



Тоже недавние мои знакомые – Харьковский Гитарный Квартет. Это коллектив «американский» не только в смысле состава (для Америки это состав классический, для него большой репертуар), но и по качеству. Я с удовольствием переслушал много их записей в ютубе, чего и вам желаю, вот, например.



Золтан Алмаши — прекрасный композитор и виолончелист, мой добрый товарищ, с которым нам приходилось музицировать совместно. И, надеюсь, продолжим в будущем. Алмаши стилистически очень «отдельный» композитор, он часто опирается, например, на фольклор, но каким-то, опять же, своим отдельным узнаваемым способом. Он прекрасно играет и интерпретирует музыку других композиторов, а не только свою собственную.



Уже некоторое время я сотрудничаю с прекрасной певицей. Ее зовут ‪Анастасія («в миру» она Настя Шевченко). Вернувшись из АТО, она занялась созданием песенной программы, у нас уже несколько песен написано и записано, но клип (ее же авторства) есть пока только один. Мне он очень нравится.



Ну, тут я, пожалуй, остановлюсь. Конечно, в моем поле зрения и слуха есть еще много имен, например, Полевая, Загайкевич, Лятошиньский, Коломиец, проекты «Уха», «режиссерские оперы» Троицкого и т.д. Но я решил перечислить те имена, относительно которых мне сразу, без подсказок интернета, было ясно, какие привести примеры.

Украинская музыка сегодня — это большой и стремительно расширяющийся мир, в котором неизбежно больше замечаешь то одно, то другое.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ещё по теме:

От торговли овощами до масок на Burning Man. История харьковчанина

Презентация новой книги Жадана

В Харькове стартует конкурс молодых композиторов

Специалисты из Чехии и Словакии учили жителей Донбасса кибербезопасности

Муралов Гамлета всё меньше. На его защиту стал Кернес

опубликовано

20 февраля 2018

текст

Александр Маноцков, Екатерина Лозенко

фото

YouTube

просмотров

5920

поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: