От «обязаловки» до мотивации: что нового в обучении педагогов - Накипіло
Фото

От «обязаловки» до мотивации: что нового в обучении педагогов

С сентября украинских первоклассников будут обучать педагоги, которые пройдут обязательную переподготовку. Министерство образования подсчитало: это более 20 тысяч учителей. Но, несмотря на реформу образования, преподаватели все еще жалуются на неэффективность государственных методик улучшения их опыта.

Результаты анкетирования участников учительской (не)конференции EdCamp Ukraine подтверждают: время тратится зря на просмотры презентаций Power Point без толковых обсуждений. В результате учителя либо игнорируют такие курсы, либо ищут возможность их пропустить.

4cae0dd-vchiteli-hochut-original

По закону «Об образовании» педагоги могут повышать квалификацию, как им угодно: выбирать место и темы обучения, поехать в другой город или страну или пройти онлайн-подготовку дома. Совместно с общественными инициативами EdCamp, EdEra и «Освіторія» Минобразования подготовило дистанционные курсы для всех школьных педагогов. Не менее 150 академических часов должно накопиться у работника за пять лет.

«Первоклашек» ждет неформальное общение

Для учителей первых классов программа повышения квалификации состоит из онлайн-курса и трех очных сессий в областных институтах последипломного педагогического образования. Там специально подготовленные тренеры закрепят знания на практике. Дистанционные занятия бесплатны и доступны постоянно. Их могут освоить и учителя других младших классов. Курс состоит из шести модулей. Среди тем — стандарты нового начального образования, инклюзия и нейропсихология. Последняя поможет учителю понять особенности функционирования детского мозга, выявить причины трудностей в обучении и исправить их.

В среде первоклассников рекомендуется использовать упражнение «утренний круг». Как это происходит: учитель с учениками садятся в круг, приветствуют друг друга, делятся тем, как вчера прошел их день, выполняют упражнения, помогающие настроиться на учебу. Такая ежедневная практика популярна в американских, канадских и финских школах. Главная цель — создать в классе доверительную атмосферу.

«Ми всі хочемо бачити нові форми вираження на уроках, нові форми співпраці. Як це може з'явитися в українській школі, якщо вчителі й вчительки не мають такого пережитого досвіду? Цих речей дуже багато, і вони насправді не є якимись фантастичними, недосяжними. Вони можливі тільки, коли вчителі самі пройдуть навчання. В першу чергу ми всі — учні та учениці, а потім вже педагоги», — подчеркивает Александр Элькин, сооснователь учительского движения Ed Camp Ukraine.

Учителям музыки и физкультуры тоже рекомендуется пройти дистанционный курс, хотя наличие сертификата для них не обязательно. Отдельное обучение ждет и учителей иностранных языков (английского, немецкого, французского и испанского).

«Если ты не учишься, тебе тяжело учить кого-то другого»

Раз в пять лет преподаватели обязаны посещать курсы повышения квалификации. Но, как говорят сами педагоги, государственной «обязаловки» недостаточно. Приходится самостоятельно искать способы узнавать о новых подходах в обучении. К тому же, хочется выходить за рамки устоявшейся работы в классе.

«Я отримую третю вищу освіту з психології, і це є підвищення моєї кваліфікації. Я для себе зрозуміла, що психологія та педагогіка поєднуються. Плюс я працюю в центрі психології. Колеги мої — психологи, а як же я?», — делится с нами Оксана Берзиня, работница Харьковской академии непрерывного образования.

По ее мнению, создавать лучшие условия для повышения квалификации педагогов должны не только государственные учреждения, но и общественные организации. Тогда есть шанс разнообразить программу курсов:

«Головна умова цього — добровільність, щоб учитель міг вільно вибирати. Якщо буде конкуренція між державними та недержавними установами, відповідно підвищиться якість і там, і там. І вчителеві буде, з чого вибирати для підвищення своєї кваліфікації», — считает Оксана.

Ее коллега Татьяна Гнедая добавляет, что обучение в подобной профессии должно быть непрерывным, ведь меняются не только предметы и способы их изложения, но и сами дети.

«После того, как получаешь высшее образование и начинаешь работать в школе, знаниями, полученными в вузе, невозможно удовлетвориться. Все время нужно узнавать что-то новое. Тем более, у нас постоянно выходит новая документация, проблемы новые выявляются. Поэтому мы все время сотрудничаем с разными организациями. Если ты не учишься, тебе тяжело учить кого-то другого», — уверена Татьяна.

Учитель иностранных языков Владислав Качур из Винницы полагает, что в идеале было бы неплохо изменить отношение к процессу обучения:

«Ідеальна система підвищення кваліфікації повинна давати опції для вчителя. Вона повинна не перевіряти вчителя на помилки, а мотивувати його підвищувати свою кваліфікацію та працювати над своїми недоліками», — говорит Владислав.

Свобода выбора

Министерка образования и науки Лилия Гриневич в интервью «Накипело» рассказала, что с активными учителями взаимодействовать легче. Они не ждут указаний “сверху”, а сами объединяются, делятся опытом и работают над собой. По ним видно, что реформа воспринимается “на ура”. Но рядом находятся и те, кто с трудом переживает изменения.

«Нам треба міняти саму систему підвищення кваліфікації, щоб вчителі могли отримати ту кваліфікацію, якої вони прагнуть і хочуть. До цього часу в нас був Інститут післядипломної освіти: ти повинен прийти раз у п’ять років, отримати певну кількість годин, і в результаті ти вже здійснив своє підвищення кваліфікації “для галочки”», — говорит Лилия Гриневич.

Педагоги считают, что им трудно профессионально развиваться из-за дороговизны желаемой практики, недостаточной поддержки руководства школы и семейных обстоятельств.

opros edkempa

В этом исследовании EdCamp Ukraine, подготовленном совместно с МОН, участвовали 8 427 человек со всей Украины. Полученные результаты планируется использовать для разработки рекомендаций в законодательство.

По словам Гриневич, в следующем году актуальным станет написание Закона о среднем образовании, в котором говорится об улучшении учительских навыков. Есть идея позволить педагогам разделять академчасы, отведенные на повышение квалификации, в течение пяти лет. Деньги из бюджета направятся не в специально отведенные для этого институты, а непосредственно в школу. Затем педсовет решит, на какие курсы и где потратить средства.

«Вчитель, якщо вважає, що хоче піти в певну організацію, може, наприклад, 15 годин підготовки пройти в ній. Це забезпечить як зростання якості підвищення кваліфікації, так і свободу вибору для вчителів», — верит в изменения чиновница.

«Учитель повинен займатися самоосвітою, а не паперотворчістю»

Если в крупных городах возможностей для нескучной практики больше, то в небольших населенных пунктах с этим сложнее. Учителя и воспитатели учебных заведений Станично-Луганского района (24 школы, 10 детских садов, более 500 работников) регулярно проходят дополнительные курсы при Луганском областном институте последипломного педагогического образования (Северодонецк) и Луганском национальном университете имени Шевченко (Старобельск).

Сотрудница отдела образования Станично-Луганского района Ирина Прибинская признается: педагогам накладно ездить в Харьков или Киев повышать квалификацию. Поэтому важно разнообразить их обучение на местах. Так в районе появилась Школа молодого педагога. После вузов специалистов сопровождают опытные методисты на протяжении трех-пяти лет.

«Щодо “паперової складової” підвищення кваліфікації — так, вона існує, але не критичного масштабу. В цілому вся паперова робота лягає на плечі методистів та атестаційної комісії. Заповнення обов'язкової та необхідної документації ніхто не відміняв. Ми намагаємось працювати так, щоб вчитель перш за все займався навчанням дітей та самоосвітою, а не паперотворчістю», — говорит Ирина.

Зарубежный опыт

Молодые специалисты не теряют возможности постажироваться за рубежом. Анна Корниленко год назад, получая степень магистра в Харьковском педагогическом университете имени Сковороды, уехала волонтерить в Литву как учительница английского языка. Программа ЕС оплатила перелет, жилье, страховку, предоставила деньги на карманные расходы.

Как рассказывает педагог, в Литве зарплата учителя зависит не от стажа, а от качества защиты квалификации. Поэтому очень ценятся креативные специалисты, совмещающие преподавание иностранных языков с другими предметами; те, кто использует современные технологии в презентации повседневных тем.

Минималка для местного учителя составляет 420 евро в месяц. В среднем в школе реально получать около 600 евро. Учитель даже с парой-тройкой лет практики, качественно повышая свой уровень, может заработать 800 евро.

Работать в украинской школе Анна не планирует, хотя трижды проходила там практику. Она не верит, что креатив и свобода выбора действительно будут поощряться в наших учебных заведениях.

«Во-первых, вряд ли молодой учитель сразу найдет поддержку. Нужно заведомо идти в школу, которая открыта к инновациям. Во-вторых, это огромная нагрузка в плане документальной работы. В Литве у меня такого не было. Все вносилось в электронный журнал, даже не нужно писать списки детей каждый день. В-третьих, это незащищенность педагога от родителей и руководства», — перечисляет девушка.

О престижности этой профессии «Накипело» поговорили с Уполномоченным Президента Украины по правам ребенка Николаем Кулебой.

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО

Оперативні та перевірені новини з Харкова