Находясь в больнице годами, тяжелобольные дети отстают в развитии от сверстников и почти не видят мир вне лечебницы. Но выход есть: в Украине появляются школы при больницах.
Согласно приказу Министерства образования и Министерства здравоохранения, сейчас в бюджете на это выделено 12 миллионов гривен. Деньги распределяются между регионами по потребностям. Местные органы самоуправления обязаны закрепить ближайшие учебные заведения за больницами, где лечатся дети, нуждающиеся в обучении. До распоряжения чиновников подобный проект запустили волонтеры.
Киевляне впервые создали социальную франшизу на школы в больницах
В детстве основательница «Школы Супергероев» Евгения Смирнова каждые полгода лежала в больнице. Там девушка нашла лучшую подругу, встретила первую любовь и даже сходила на импровизированное свидание. Именно во время лечения она побывала за границей — на обследовании в Германии.
«Мое больничное детство незаметно стало большим жизненным опытом. После десятков лет могу сказать: больница — время возможностей. Стоит только понять, как ими воспользоваться», — рассказывает Евгения.
Первую обучающую программу для 15-ти учеников активистка вместе с Людмилой Сокур (теперь — менеджерка «Школы Супергероев») запустила еще в 2014 году в ВИЧ-отделении Национальной детской специализированной больницы «Охматдет». Занятия помогали детям легче переносить медицинские процедуры. За пять лет работы волонтеры провели уроки для 850-ти пациентов ВИЧ-отделения. Персонал и родители замечали, как настроение детей улучшается. Евгения Смирнова вспоминает, что и врачи подтвердили терапевтический эффект учебы.
Фото со страницы «Школы Супергероев» в Facebook
«Физический класс в больнице — это общение с ровесниками и учителями. Когда ребенок находится на лечении несколько месяцев и видит лишь санитарок и родных (в лучшем случае), ему не хватает общения. Учителя здесь — наставники, которые заботятся, чтобы ученики получали не только знания, но и позитивные эмоции. Чего не скажешь о формате дистанционного обучения: когда у тебя что-то болит или впереди болезненные процедуры, еще сложнее думать, что где-то на электронной почте тебя ждет домашнее задание», — считает кураторка проекта.
Сейчас в «Охматдете» ежедневно проходят пять групповых и два индивидуальных занятия. Небольшой класс — максимум на 12 человек — позволяет уделять ученикам больше внимания, чем в обычной школе. В комнате, помимо педагога, всегда есть координатор школы. Если ребенку становится плохо, один из взрослых бежит за врачом, второй — остается в классе с пациентом и успокаивает остальных детей.
Фото со страницы «Школы Супергероев» в Facebook
Ребята изучают украинский, английский и немецкий язык, литературу, математику, биологию, химию, информатику, астрономию и музыку. Волонтеры «Красного креста» и сотрудники патрульной полиции проводят тематические мастер-классы. Летом некоторые уроки проходят на грядке около больницы, где можно ухаживать за растениями и просто гулять.
Идейной вдохновительницей проекта стала телеведущая Наталия Мосейчук.
По словам Евгении Смирновой, «Школа Супергероев» запустила первую в мире социальную франшизу. Инициативой бесплатно могут пользоваться общественные организации, желающие открыть подобную школу в своем городе. В этом году планируется открытие «супергеройских» школ в Хмельницком, Одессе и Черкассах.
В детском отделении Киевского ожогового центра похожим проектом занимаются победители конкурса «Общественный бюджет». На его воплощение местные власти выделили более миллиона гривен — это одна из самых дорогостоящих городских идей.
А уже в сентябре классы появятся в двух медицинских учреждениях Житомирской области — в областной и городской детских больницах. Сейчас завершается ремонт и обустройство классов. К удивлению координаторки проекта в Житомире Марины Михайленко, местным властям не пришлось доказывать необходимость образования в лечебницах. От первой встречи с мэром до старта проекта прошел месяц. Депутаты городского совета проголосовали за выделение 233 тысяч гривен на его реализацию.
«Наразі між обласною та міською лікарнею ми спостерігаємо здорове суперництво: хто до 1 вересня швидше відкриється, — делится новостями Марина. — У міській лікарні передбачено шість парт, де загалом можуть перебувати дев’ятеро дітей. Тут буде формат консультативних послуг із вчителями. В обласній лікарні передбачено дев’ять парт».
Как рассказывает директор Житомирской центральной детской городской больницы Владимир Галайба, в комнате на 22-х квадратных метрах появится мультимедийная доска, компьютеры, удобная детская мебель, а для учителя — отдельная комната отдыха. Класс расположен в педиатрическом отделении, где круглосуточно работает пост медпомощи.
«Із досвіду минулих років, у нас були педагоги, які займалися з дітьми, але це було не так наочно. Книжка, зошит… Хвора дитина не дуже хотіла займатися, ефект від того був інший. Зараз, як я розумію, ініціатори проекту хочуть домогтися ефекту доступності освіти за рахунок комунікації, комп'ютеризації та мультимедійної презентації навчальних тем. Це вищий рівень доступності навчання. Побачимо, як воно себе зарекомендує на практиці», — размышляет Владимир Борисович.
Хотят ли учителя преподавать в больницах и что им для этого нужно?
Мы провели опрос на Facebook в одной из групп для преподавателей. Откликнулось примерно 200 человек, желающих учить с детьми историю, географию, литературу, математику, рисование. Кто-то готов преподавать бесплатно в свободное от работы время, а кто-то — официально, с оформлением и ставкой. Из необходимого для занятий педагоги называют компьютеры или ноутбуки, доски, канцтовары, ксерокс и принтер, WiFi и, конечно же, удобное помещение.
Только одна из учительниц оказалась не готова идти работать в детское отделение, аргументируя тем, что «дети там должны лечиться». Другая специалистка призналась, что не сможет обучать тяжелобольных школьников — боится заплакать при них.
А что в Харькове?
Как нам заявили в Департаменте образования Харьковского горсовета, в Областной детской инфекционной больнице до августа 2022 года индивидуальное обучение 22-х пациентов обеспечивают учителя школы №69. В отдельных классах они не нуждаются. Всего по этой форме обучения (в том числе, дома) в Харькове занимается 778 детей. По данным Департамента охраны здоровья обладминистрации, в 2018—2019 учебном году в 747-ми учебных заведениях Харьковской области из-за болезней по индивидуальным планам обучались 942 ученика.
Ответ пресс-службы Харьковской обладминистрации
В ответах на запросы «Накипело» оба департамента отметили: к ним не обращались родители тяжелобольных детей с просьбой организовать учебу в отделении.
Руководитель Харьковского центра реабилитации и паллиативной помощи Роман Марабян более 20-ти лет опекает детей с неизлечимыми диагнозами. Педиатр уверен: учеба для тяжелобольного ребенка — неотъемлемая часть терапии.
«Если состояние ребенка привело его в больницу, но прогноз и показатели здоровья говорят о том, что он выкарабкивается и скоро вернется в обычную обучающую среду, качество его жизни нужно сохранять. Физические и интеллектуальные возможности ребенка из-за болезни могут ухудшаться, поэтому в терапии должен быть обучающий момент. Не нужно делать из ребенка Нобелевского лауреата, достаточно просто наполнить его жизнь знаниями», — полагает Марабян.
По его мнению, к учителям должны подключиться психологи, чтобы облегчить их работу в классе и предотвратить профессиональное выгорание.
«Есть дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, которые могут 10—20 лет жить в больнице. Не каждый паллиативный диагноз означает, что ребенок быстро умрет. Качество его жизни включает и лечение, и обезболивание, и активности, и учебу, и общение с учителями и близкими», — продолжает медик.
В его Центре наблюдаются дети от рождения до четырех лет. В штате работают 24 социальных педагога, которые изучают с малышами звуки и буквы. К упрощенной форме занятий специалисты пришли методом проб и ошибок, признает Марабян, ведь в стране нет концепции дошкольного образования для хронически больных детей.
Программы обучения составляются индивидуально для каждого ребенка или на класс, объясняет Наталья Байтемирова, руководительница экспертной группы по обеспечению качества дошкольного и школьного образования.
«Оскільки навчання дітей у лікарнях починається тільки з заяви батьків, ми не можемо впливати на них. За останньою інформацією органів управління освіти, кількість дітей, які навчаються у лікарнях під час довготривалого лікування — 2 701 дитина, із них у сільській місцевості — 38», — комментирует представительница Министерства образования.
По ее словам, активнее всего инициативу проявляют во Львовской области, Виннице и Киеве. Из-за того, что министерства издали приказ в середине учебного года, не во всех областях нашлись деньги на обустройство классов, некоторые больницы не успели найти подходящее помещение, а школы — подготовить педагогический коллектив. Ждут ли регионы проверки и наказание за игнорирование министерского приказа?
«Ми можемо робити такі цільові перевірки через Державну службу якості освіти, — говорит министерка образования и науки Лилия Гриневич. — У першу чергу ми їх робимо тоді, коли чуємо сигнал, що це не відбувається, адже обов'язок місцевих адміністрацій це забезпечити. Тому, якщо у вас є якісь сигнали (я дуже розраховую і на ЗМІ), обов'язково говоріть про це».
Мой ребенок хочет учиться в больнице. Что для этого нужно?
Чтобы организовать в больнице занятия, родителям нужно написать заявление о желании ребенка учиться и передать документ директору своей школы. Главврач учреждения должен подтвердить, что регулярные занятия не навредят текущему состоянию пациента.
Школа при больнице может состоять из одного класса или класса-комплекта, в котором находятся дети примерно одного возраста. Минимальное количество учеников — пять, максимальное — 12. Если ребенок не может ходить, ему положены индивидуальные уроки у кровати. Дистанционно обучаются школьники, которые из-за диагноза не общаются с учителем вживую. Это касается болезней, передающихся воздушно-капельным путем.
Учреждение здравоохранения заключает со школой письменный договор о сотрудничестве.
Что делает ШКОЛА, ответственная за обучение в больнице?
- находит необходимых преподавателей;
- составляет расписание занятий;
- обеспечивает временное пользование учебниками или доступ к их электронным версиям;
- контролирует ведение классного журнала и выдачу справок об успеваемости учащихся.
Что делает БОЛЬНИЦА, где ребенок получает образование?
- предоставляет помещение под класс;
- обеспечивает необходимый ремонт, мебель и уборку;
- контролирует сопровождение ребенка на занятия;
- не менее, чем за три дня до выписки информирует учебное заведение о подготовке справки об успеваемости. В документе будут оценки и описание пройденного материала. Для учителя это ориентир, который после выписки поможет адаптировать ребенка к привычному режиму.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин