Длинные очереди, справки и неизменный обеденный перерыв — то, с чем ассоциируется поход в государственные службы для оформления документов. Но чиновники рапортуют: «карательная» бюрократия уходит в прошлое. На смену волоките приходит электронное правительство: сервис, который позволяет более эффективно наладить работу государственных органов. Теперь людям не нужно стоять в очереди, контактировать с сотрудниками, а справки и документы можно оформить онлайн. Это экономит не только время, но и уменьшает коррупцию.
В Украине технологическое взаимодействие государства с населением заработало сравнительно недавно, но стремительно набирает обороты. Электронные услуги охватывают сферы бизнеса, предоставления субсидий, пенсионных начислений. Онлайн можно подать заявку на оформление брака, загранпаспорта, оплатить штраф и многое другое. К примеру, жители Харьковской области в электронном виде могут получить 117 услуг.
«Воспользоваться услугами в электронном виде можно при наличии соответствующего инструмента идентификации субъекта обращения: цифровой подписи, Mobile ID или Bank ID. Например, получение справки о несудимости, назначение помощи при рождении ребенка», — рассказывает директор департамента по повышению конкурентоспособности региона ХОГА Надежда Кривицкая.
По словам Кривицкой, есть услуги, которые предоставляются в электронном виде частично. Необходимый комплект документов подается через онлайн-систему, а результат можно получить в центрах предоставления административных услуг.
Тем не менее, в рейтинге стран по цифровизации Украина — не на высоких позициях. В 2018 году в исследовании E-Government Development Index наша страна заняла 82 место из 193-х стран. Соседние государства оказались выше в рейтинге: Польша на 33-м месте, Россия — на 32-м, Беларусь — на 38-м, Венгрия — на 45-м, Словакия — на 49-м, Румыния — на 67-м, Молдова — на 69-м.
Справка из дома
На Едином государственном портале административных услуг можно увидеть весь список направлений, по которым работает электронное правительство. Услуги с пометкой «онлайн» можно получить, не выходя из дома.
«По статистике, самыми популярными электронными услугами являются: получение выписки о земельном участке, назначение субсидии, назначение помощи при рождении ребенка, регистрация ЧП, декларативные услуги в строительстве», — перечисляет Надежда Кривицкая.
К примеру, чтобы оформить субсидию, нужно зайти на пункты «Социальная защита» и «Социальное обеспечение», выбрать графу «Назначение субсидий для возмещения расходов для оплаты жилищно-коммунальных услуг» и нажать кнопку «Заказать услугу». Система переведет вас на сайт Минсоцполитики. Там необходимо выбрать способ регистрации, заполнить заявление о назначении субсидии, подать декларацию и нажать «Продолжить предварительную регистрацию», затем подтвердить введенные данные и получить ответ на имейл.
Оформление справки о несудимости займет несколько минут. Система также переведет вас на сайт нужной организации. В данном случае — это Главный сервисный центр Министерства внутренних дел. Там нужно ввести свои данные и выбрать отделение, где удобно забрать справку. Верифицироваться на сайте можно при помощи электронной подписи или через BankID. Система работает с шестью крупными банками страны.
В конце прошлого года появились новшества для автомобилистов: заработал сервис Электронный кабинет водителя. В нем можно узнать данные о своем автомобиле и водительском удостоверении, проверить и оплатить штрафы, просмотреть историю любой машины по VIN-коду и записаться в электронную очередь в сервисные центры. Раньше актуальную информацию о транспортном средстве можно было узнать только посетив сервисный центр, а о штрафах — почтовым письмом.
В е-кабинете можно оплатить штраф, а желающие заказать уникальный номерной знак могут проверить: свободен ли он в данном регионе, и сразу заказать макет.
Пользование сервисом бесплатное, но есть услуги, оказываемые за дополнительную плату. Чтобы узнать более подробную информацию об авто: количество предыдущих владельцев, участие в ДТП, наличие запрета на продажу и прочее, нужно заплатить 45,68 гривны.
На портале электронных сервисов Харькова можно заказать справку о регистрации места проживания, справку о людях, зарегистрированных по адресу недвижимости, справку о составе семьи и технический паспорт в КП «Харьковское городское бюро технической инвентаризации».
Е-правительство под руку с открытыми данными
Вопрос предоставления электронных услуг напрямую связан со взаимодействием реестров.
«Это — один из главных барьеров при внедрении электронных услуг и в целом повышения эффективности работы государственных органов. Часто граждане вынуждены собирать одни справки, чтобы получить другие справки», — говорит первый заместитель председателя Государственного агентства по вопросам электронного правительства Алексей Вискуб.
В 2016 году Украина взяла обязательства выполнять принципы Международной хартии открытых данных, и прежде всего — делать правительственную информацию открытой по умолчанию. Так появился Единый портал открытых данных. К середине 2018 года на нем было обнародовано более 35 тысяч наборов сведений от более чем 2 000 учреждений.
Причем открытые данные — это не только удобно. По подсчетам исследования проекта «Прозрачность и подотчетность в государственном управлении и услугах», в 2017 году открытые данные принесли экономике страны более 700 миллионов долларов. Эксперты полагают: если развитие открытой информации будет и дальше развиваться, то к 2025 году это может принести 1,4 миллиарда долларов, или 0,92% ВВП страны, благодаря совокупности прямых и косвенных воздействий.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы быть в курсе свежих новостей.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин