Знакомьтесь: это Андрей. Он играет на гитаре в метро. Я часто видела его на станции «Студенческая». Решилась подойти и поговорить, детальнее узнать о его жизни, планах и своеобразном способе заработка.
Расскажи о себе.
Мне 22 года. Я хореограф, учусь в Академии культуры на народной хореографии. Работаю уже два года в Большом Слобожанском ансамбле песни и танца – артистом балета. Гитарой я занимаюсь 7 лет, со второго курса училища культуры в Мелитополе (Запорожская область), где я раньше обучался. Кстати, играл я не только в метро Харькова. Еще во время учебы мы — с гитарой, духовыми инструментами, вокалистами — выходили в парк и просто начинали играть, пить пиво и так далее (смеется).
Когда ты начал играть здесь, в Харькове?
Где-то со второго курса или с конца первого, не помню. У меня был одногруппник Руслан, он тоже пел и играл на гитаре. Пел он, причем, круче, чем я (смеется). Мы сделали дуэт и начали вместе играть в метро.
А вы ходили по метро, в частности, по вагонам — или стояли на входе?
Всегда стояли. Я никогда не понимал людей, которые ходят по вагонам. Они идут, мешают людям — потому что места мало. Их никто не слышит. Да и вообще: если слышат, то там они никому не нужны.
А когда стоишь в метро — тебя слушают люди, и тебе удобно. На улице тоже, но на улице мешает окружающий шум, машины и тому подобное… Нужна аппаратура, чтоб играть на улице, но она, естественно, стоит денег, причем немалых. А тут — взял гитару, и пошел.
Сейчас ты играешь один или с Русланом? Как часто выходишь играть?
Уже год я играю один. Играю обычно по выходным и только вечером. Почему только вечером? Есть определенные причины. Например, днем в метро есть охрана. Они не выгоняют, а просят перейти в другое место или прийти позже, когда у них закончится смена, грубо говоря. И я прихожу уже вечером, чтобы никому особо не мешать.
Хотя, есть особенно нервные продавщицы, ты им всегда мешаешь. Бывают музыканты, что откровенно плохо поют, а бывают — которые офигенно. Но продавщицам никогда ничего не нравится, чтобы ты ни делал (смеется).
На каких станциях ты играешь?
Я был на очень многих станциях, в основном — на всей синей ветке. На красной — местами, и на «Научной». Самые любимые станции — «Героев Труда», «Студенческая», «Университет», «Победа». Конечно, играю там, где ближе: на «Студенческой» и «Героев Труда».
Почему ты вообще решил играть в метро?
Ну, мне нравится заниматься музыкой, гитарой. Плюс, когда ты играешь, выступаешь — быстрее прокачиваешь навыки. Ты готовишься постоянно, это опыт. Когда играешь в комнате или каких-то компаниях — это не то, ты стоишь на месте. А когда знаешь: «Ага, мне нужно идти играть, нужно выучить новый репертуар, добавить каких-то песен, отрепетировать какую-то часть», — сидишь, занимаешься, готовишься. А потом, естественно, играешь.
Сколько ты, в среднем, получаешь денег за то время, пока играешь?
По факту, играешь час-два; два с половиной часа – потолок. Бывает по-разному, смотря какой день. Какой день недели, праздничный ли он. Да и, в принципе, зависит от всего: от твоего настроения, от погоды. Самый минимум — это сто гривен в час. Помню, бывало, когда мы выходили с Русланом первые разы: час поиграли и 800 гривен на двоих получили. Опять же, смотря на какой станции играть: наибольший доход у нас был всегда на «Университете». Но сейчас я на ней не играю, потому что там люди по-другому воспринимают музыку. Сейчас мне нравится, когда спокойно и нет метушни.
А как они воспринимают музыку?
Например, на «Стекляшке» из-за того, что там постоянно кто-то есть, люди уже негативно относятся. По ним видно. И ты понимаешь, что не совсем в тему здесь стоишь. Еще «попрошайки» обычно видят, что музыкант пришел, — и им срочно надо рядом встать и подстроиться. Такие ситуации именно на «Университете».
Какие еще трудности могут встретиться в метро?
Трудности — больше на моральном уровне. Много чего зависит именно от настроения… А настроение — от многих факторов. Ты можешь идти, и вдруг резко пошел дождь. Если тебе это не понравилось, то придешь в метро, будешь стоять и без настроения играть, механически. У тебя ничего не будет нормально получаться. Ты, конечно, будешь нормально петь песни, не будешь сбиваться — но все равно, это как-то отражается. И люди тебя по-другому воспринимают.
Когда делаешь «шоу» — ты можешь просто стоять и играть, а можешь — играть лицом, пританцовывать и так далее. Особенно когда у тебя хорошее настроение, ты делаешь это искренне, от души, и даже не задумываешься об этом. Даешь позитивную энергию, и люди на нее по-любому реагируют (улыбается).
А кто больше реагирует на тебя и твою игру? Есть ли половые или возрастные различия?
Все по-разному. Дети всегда реагируют, особенно очень маленькие. Смотря что играешь. Я не скажу, что, когда играю старые песни, молодежь не обращает на меня внимание: обращает, но меньше. Вот когда играю современное — конечно, больше. Я подбираю различный репертуар: песни на русском и английском языке, старые и новые. И все адекватно реагируют на любую музыку.
Что самое приятное в этом процессе?
Много чего приятного. Повторюсь: то, что я развиваюсь. Заряжаюсь позитивной энергией. Я могу прийти вроде бы с хорошим настроением, но, когда я ухожу из метро, — оно просто шикарное. И конечно, большой плюс — много новых знакомств. Через эти знакомства появляются разные возможности. Однажды мы познакомились с человеком, который имеет в Харькове свою студию. У меня тогда не получилось, а Руслан пошел и играл там несколько раз. Или вот недавно приглашали поиграть в антикафе, но, к сожалению, не получилось из-за моей основной работы. Иногда просят сыграть что-нибудь для девушки, приглашают посидеть с людьми в компании, на дне рождения или просто так.
Случались ли неприятные ситуации?
Откровенно плохие — нет. Бывают не очень приятные, но я не скажу что это ужас: когда кто-то пьяный подходит, и начинается: «Чувак, давай вот эту: тра-та-та, классная была, можешь сыграть…». Или: «Слышь, а дай я на гитаре щас сыграю…». Недавно я познакомился с двумя девочками, которые тоже любят поиграть в метро. Они рассказали мне ситуацию: к ним на «Университете» подбежал мужчина и начал забирать деньги из чехла. Это был один из тех «попрошаек». К сожалению, они были бессильны: он мужчина, а они — две хрупкие девочки по 18 лет.
Есть ли конкуренция между музыкантами в метро?
Когда мы выходили с Русланом поиграть в определенное место, а там уже кто-то стоял, мы всегда обязательно слушали. Потом подходили, общались. Таким образом мы узнали многих музыкантов. Все адекватные, все общаются между собой. Но есть и другие типы музыкантов. Был момент: мы пришли и начали играть, сыграли буквально одну песню, и тут подошли еще ребята, их было на пару человек больше. Они стали ближе к выходу, за двери и начали играть с комбоусилителем и большим количеством инструментов. Ну, а нас уже и не было слышно. Мы не расстроились, вышли на улицу. Нам повезло: у нас тоже был усилитель, хоть и поменьше. В итоге собрали кучу народу на «Стекляшке», так что люди даже не хотели нас отпускать.
Хочешь и дальше этим заниматься?
Я планирую заниматься дальше музыкой, но в данный момент нет такой возможности. На примере Руслана я могу сказать, что это можно не оставлять только как хобби, ибо сейчас он играет в группе и занимается только музыкой. Я думаю, в будущем все возможно.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин