Российский композитор Александр Маноцков — поклонник культуры Украины. Осенью 2017 года на ГОГОЛЬFESTe в Киеве он представил свою новую программу – цикл песен на слова украинских поэтов разных эпох (от Тараса Шевченко до Сергея Жадана).
28 февраля в рамках фестиваля Impreza в Харьковской филармонии «Псалми і танці» прозвучат в исполнении камерного оркестра, а Александр Маноцков выступит не только как автор музыки, но и как вокалист.
Накануне концерта мы решили узнать у Александра, какой ему видится украинская музыка сегодня. Далее — прямая речь композитора.
Вот небольшой «плэйлист» из разных вещей, которые сегодня для меня складываются в картину украинской музыки. Это, разумеется, не музыковедческое исчерпывающее описание, а просто фотография момента моей личной слушательской и музыкантской жизни. Порядок перечисления совершенно случаен.
Очень мощный ансамбль «Божичи», аутентично исполняющий традиционную украинскую музыку. В этом клипе очень слышна замечательная особенность этого коллектива: у них есть «свинг», некая (совершенно неслучайная) неравномерность течения музыкального времени. Если эту песню, скажем, нотировать, то возникнет большой соблазн спрямить и упростить некоторые ритмические особенности, как бы отнести их на счет исполнительской манеры, рубато, то есть чего-то не очень существенного. Именно такие вещи и теряются в первую очередь при переходе традиционной музыки из ее естественной среды бытования в среду «профессиональную» – у плохих «профессионалов». Между тем, в этом чуть ли не самое главное.
Дело в том, что в большинстве народных традиций нет простой матрицы «звуковысотность/длительность», организованной как система простых арифметических отношений. Музыкальная фраза мыслится как единое целое, как «тонема», объединяющая и слово, и время, и высоту, и тембр, и коммуникацию, и еще много разного. Я сам всю жизнь занимаюсь такими вещами и как слушатель этого жадно ищу: слушать «Божичей» для меня чистое наслаждение.
Пение под лиру — это одна из любимых моих вещей в украинской музыке, а Наталия Сербина одна из любимых моих исполнительниц. Замечательно, что она очень много выступает в России, сотрудничает с российскими музыкантами, воспитывает любительские коллективы, которые, например, в Москве поют украинские песни. Она и исследователь, и очень хорошая певица.
Меня всегда завораживали «народные» варианты барочных музыкальных форм. В этом смысле украинская музыкальная традиция — одна из самых интересных в Европе. Любопытно, какие плоды дает соединение реконструированных, уже утраченных элементов с сохранившимися народными. Я вообще небольшой любитель «ранней музыки» и связанной с ней идеологии «аутентизма», но критерий для меня всегда – получается ли что-то живое. Вот ансамбль «Хорея Козацька», мне кажется, очень живой, и уже этим подлинный.
Очень люблю «ДахуБраху». На самом деле ансамблей такого «формата» (ну, если описать словами, из каких элементов это сделано) довольно много, но я не знаю ни одного, который бы хоть отдаленно был сравним с этой группой по уровню. Вероятно, дело в том, что все ингредиенты мощные – и знание фольклора, и сценическая харизма, и чувство ритма, и т.д., и т.п. Не знаю, нет объяснения тому, что происходит, когда они музицируют. Это самое любимое мое ощущение, когда вот, все делается прямо у тебя перед глазами, минимум ресурсов, не успеваешь опомниться, а уже шерсть у тебя стоит дыбом и приплясываешь.
Сегодня эти люди – культурный форпост Украины в мире. Мне кажется, это реально самый узнаваемый украинский бренд. В Лондоне или Нью-Йорке на них продаются полные залы, и понятно, почему.
Другое детище великого Влада Троицкого Dakh Daughters – они мне тоже нравятся. Тот вид театра, который делает этот коллектив, уже породил изрядное количество подражателей, например, в Москве.
Конечно, любой российский композитор на пароль «украинская музыка» немедленно произносит отзыв: «Сильвестров». Но для меня это не дежурное почитание, я, правда, его люблю и часто слушаю. Иногда по соседству с Шубертом, иногда без всяких соседств. Мои любимые его вещи (тут я точно не оригинален) – «Багатели» и «Тихие песни».
Недавно познакомился с очень интересной группой DZ'OB. Это постоянно (а не как короткий «проект») существующий довольно большой ансамбль. в котором живые академические инструменты соединяются с электроникой (иногда тоже «живой», то есть управляемой в реальном времени).
«Академических» таких составов довольно много, но тут интересно, что заход как бы с неакадемической стороны. В музыке у них есть черты и минимализма, и техно, и бог знает чего еще.
Мне кажется, это идеальный ансамбль для композиторских коллабораций, надеюсь, что одна из них будет с моим участием.
Алексей Шмурак, очень талантливый киевский композитор и пианист, культуртрегер и блогер, за которым я во всех этих его ипостасях уже несколько лет с удовольствием наблюдаю. Вообще у живых (а не намеренно «академических») композиторов сейчас часто бывает, что им нужно как бы «уйти из композиторов». У Шмурака тоже есть такая практика, одна из ее форм это песенный проект, который называется «Истерический дог».
Тоже недавние мои знакомые – Харьковский Гитарный Квартет. Это коллектив «американский» не только в смысле состава (для Америки это состав классический, для него большой репертуар), но и по качеству. Я с удовольствием переслушал много их записей в ютубе, чего и вам желаю, вот, например.
Золтан Алмаши — прекрасный композитор и виолончелист, мой добрый товарищ, с которым нам приходилось музицировать совместно. И, надеюсь, продолжим в будущем. Алмаши стилистически очень «отдельный» композитор, он часто опирается, например, на фольклор, но каким-то, опять же, своим отдельным узнаваемым способом. Он прекрасно играет и интерпретирует музыку других композиторов, а не только свою собственную.
Уже некоторое время я сотрудничаю с прекрасной певицей. Ее зовут Анастасія («в миру» она Настя Шевченко). Вернувшись из АТО, она занялась созданием песенной программы, у нас уже несколько песен написано и записано, но клип (ее же авторства) есть пока только один. Мне он очень нравится.
Ну, тут я, пожалуй, остановлюсь. Конечно, в моем поле зрения и слуха есть еще много имен, например, Полевая, Загайкевич, Лятошиньский, Коломиец, проекты «Уха», «режиссерские оперы» Троицкого и т.д. Но я решил перечислить те имена, относительно которых мне сразу, без подсказок интернета, было ясно, какие привести примеры.
Украинская музыка сегодня — это большой и стремительно расширяющийся мир, в котором неизбежно больше замечаешь то одно, то другое.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин