Что вы представляете, когда слышите фразу «доступный туризм»? Одной из ассоциаций может быть авиаперелет лоукостом за 50 евро в обе стороны. Или же пресловутый all inclusive в отельных апартаментах. Однако это понятие гораздо шире.
Подробнее о нем рассказала международная экспертка по инклюзивному туризму из Беларуси Наталья Борисенко-Клепач, участница фестиваля «ИнклюзиON». Мы собрали ключевые мысли из лекции.
Что значит «доступный» или «инклюзивный туризм»
Доступный/инклюзивный туризм — это равное право всех людей на отдых, культурную жизнь и досуг. Впервые об этом подходе заговорили участники туристической конференции на Филиппинах в 1980 году. Тогда же понятие записали в Манильскую декларацию по мировому туризму. Широкое распространение термин получил благодаря Всемирной туристской организации и ее декларации 1991 года. В документе описаны условия путешествий для людей с инвалидностью. По сути, декларация стала основой для будущих рекомендаций Всемирной туристской организации в сфере инклюзии.
Туристическое предложение считается инклюзивным, если им одинаково может воспользоваться незрячий, пожилой человек, турист невысокого роста, родители с маленькими детьми и другие люди с физическими, ментальными и социальными потребностями. Важный момент: люди с особенностями должны иметь возможность путешествовать независимо и с чувством собственного достоинства.
Наталья Борисенко-Клепач: «В нашем обществе еще нет понимания, что если ты должен кого-то просить открыть дверь, потому что самостоятельно не можешь из-за физических параметров, это ущемляет чувство собственного достоинства. Ты уже не наравне со всеми. Но все это достижимо через универсальные туристические услуги, продукты и среду».
В течение 2011—2012 годов в Европе, Великобритании, США, Австралии активно распространялись электронные пособия по организации доступного досуга. В онлайн-брошюрах описывали успешные примеры работы музеев и парковых комплексов. Глобально же об этом тренде в туризме люди узнали 7 сентября 2016 года. Тогда темой Всемирного дня туризма стала инклюзия.
Наталья Борисенко-Клепач: «В этом году в связи с коронавирусом появились обновленные рекомендации Всемирной туристской организации о том, как обеспечить людям с инвалидностью безопасное перемещение в условиях COVID-19. Мы понимаем, что рано или поздно индустрия восстановится, и эта категория туристов все так же должна иметь право на доступные путешествия».
Кто нуждается в инклюзивном туризме (далее — ИТ)
Целевая аудитория ИТ не ограничивается основной категорией — людьми с инвалидностью. Доступный туризм также нужен:
- пожилым людям;
- родителям с маленькими детьми;
- беременным;
- путешественникам с большим багажом;
- людям нестандартных размеров (роста или веса);
- туристам, не владеющим языком страны посещения;
- людям с проблемами пищеварения и аллергией.
Их потребности влияют на качество путешествия и требуют своевременной, правильной реакции. Для решения проблемы взаимодействуют все участники индустрии: туроператоры, экскурсоводы, менеджеры отелей и ресторанов, перевозчики.
Наталья Борисенко-Клепач: «Перед поездкой мы сначала ищем информацию о стране или городе, едем туда, пребываем какое-то время там, ходим по музеям, магазинам и другим местам, и возвращаемся домой. Если в этом цикле что-то выпадает по причине недоступности, страдает все путешествие. Пускай вы комфортно добрались в самолете, но если кроме отеля никуда не выйдете, считайте, весь отдых испорчен. В этой цепочке важно обслуживание и помощь. Если объект туризма открыт для всех, руководство должно быть готово помочь людям с их персональными запросами. Например, у человека в инвалидном кресле во время экскурсии пробило колесо. Для него на этом экскурсия прекращается. Турфирма, экскурсовод или музейный работник должны иметь дополнительные инструкции, как поступить в подобной ситуации».
В чем проявляется доступность туризма
Недостаточно просто установить на территории туристического объекта пандус. Первый шаг к доступной среде — борьба с этим стереотипом.
В сфере туризма и отдыха есть общие требования к доступности, в том числе наличие:
- парковки;
- лифта;
- указателей;
- телефона;
- туалета;
- основных дорог;
- таблички с ценами.
Специфические пожелания от гостей обычно возникают:
- в местах проживания и питания туристов;
- музеях, галереях и других культурно-развлекательных местах;
- на экскурсиях;
- при заказе конференц-услуг (выбор локации и кейтеринг).
С дополнительными обязанностями у работников туристической сферы появляется и возможность креативно подойти к бизнесу, пересмотреть привычное отношение к своим услугам. Спикерка лекции вспоминает пару примеров. В Амстердаме основатели серии городских экскурсий CtheCity адаптировали их для людей с проблемами зрения. Присоединиться к экскурсиям могут все желающие.
«Прогулка» проходит в помещении. Всем участникам организаторы выдают трость. Затем они следуют за незрячим экскурсоводом в темные комнаты и условно блуждают по Амстердаму под рассказ гида. Якобы пользуются местным общественным транспортом, пробуют на ощупь достопримечательности, выпивают в баре и ужинают в ресторане — все это в кромешной темноте. Для одних туристов — это новый опыт, для других — возможность присоединиться к привычной для большинства экскурсии. Часто услуга пользуется спросом в плохую погоду.
Для любителей эко-туризма в Минской области открыта инклюзивная экотропа «Белокорец». Она находится в Налибокской пуще, втором по величине в стране лесном массиве после Беловежской. На тропе в виде восьмерки протяженностью 1 300 метров путешественников сопровождают девять интерактивных стендов. Информацию на них можно читать и буквально щупать руками. На дереве шрифт Брайля получился хуже, поэтому есть объемные макеты животных, их следов и другие обозначения. Со шрифтом Брайля есть шесть карт местности. Стенды оформлены простым языком, понятным даже детям. На территории оборудованы доступных беседки и биотуалеты.
По словам Натальи Борисенко-Клепач, люди с особыми потребностями тратят на отдых больше денег, чем среднестатистический турист. С одной стороны, появляется вопрос финансовой доступности качественных, инклюзивных услуг. С другой — в этом плюс и мотивация для индустрии развивать больше направлений такого туризма. Затраты объясняются просто:
- люди с особыми нуждами путешествуют в компании (если что-то пойдет не так, туроператор или конференц-зал потеряет не одного, а двух-трех или даже десятки посетителей);
- они более лояльны, чем остальные туристы (если получили нужный им уровень сервиса, они возвращаются в проверенное место, чтобы не искать что-то новое в следующий раз и не разочаровываться);
- средняя продолжительность инклюзивных путешествий выше обычных (раз уже выбрались, то отдохнут как следует и подольше).
Что поможет развить инклюзивный туризм
Кроме желания людей путешествовать, есть общемировые тенденции. Наталья Борисенко-Клепач выделяет основные факторы, влияющие на развитие инклюзивных направлений в туризме:
- демографические
Люди старше 60-ти лет составляют 12% мирового населения. Ежегодно их количество увеличивается в среднем на 3,26%. В большинстве случаев туристы пенсионного возраста маломобильны, у них может быть инвалидность или проблемы со здоровьем. Но они также нуждаются в комфортном и разнообразном отдыхе.
- правовые
Во многих странах существенную роль в развитии инклюзивного туризма сыграла ратификации Конвенции ООН о правах людей с инвалидностью. Документ запустил процесс принятия других законов и норм, требующих адаптировать туризм под эту целевую группу. Другой вариант — принятие национального антидискриминационного законодательства. Например, в Великобритании есть Акт о вопросах дискриминации. Благодаря ему местный туризм в несколько этапов перешел от малодоступного к полностью инклюзивному. Переходный период для туристического бизнеса занял два года.
- экономические
До пандемии рынок туризма был одним из самых быстрорастущих в мире. С другой стороны, у жителей развивающихся стран появились свободные деньги, которые они охотно стали тратить на путешествия. Безвиз и лоукост-предложения от перевозчиков тоже стимулировали людей чаще выезжать за границу, а значит, улучшение сервисов ИТ стало еще актуальней.
Наталья Борисенко-Клепач: «По экспертным оценкам отдельных зарубежных исследований, в среднем 8—11% мирового туристического потока приходится на инклюзивный туризм. До пандемии на 2020 год аналитики прогнозировали рост индустрии до 20%. Конечно, сейчас этот показатель вряд ли достижим, но то, что он вырос и продолжает двигаться — это очевидная тенденция. Лидеры рынка — США, Великобритания, Франция, Германия, Испания, Австралия».
Если вы владелец туристического бизнеса или работаете в этой сфере, проверьте, насколько ваши услуги инклюзивны — почитайте Пособие по мониторингу доступности мест.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин