В Украине — дефицит рабочих специальностей. Училища и колледжи постоянно нуждаются в абитуриентах, но желающих освоить профессии токаря, маляра или швеи все меньше.
Чтобы улучшить ситуацию в Харьковской области, общественная организация «Центр психологічного розвитку «РАЗОМ» запустила проект повышения престижности рабочих специальностей в шести колледжах и центрах профессионального обучения.
С какими трудностями сталкиваются учреждения и сами учащиеся, обсудили участники проекта.
Петер Шмаль, вице-консул Генерального консульства Федеративной Республики Германия в Днепре:
Особенностью немецкого образования является дуальная система, когда в процессе задействованы не только учебные заведения, но и предприятия. Более 20% наших производств активно участвуют в дуальном образовании и обучают примерно 500 новых учащихся ежегодно. Инвестиции предприятий на одного студента составляют в среднем 18 тысяч евро в год. Около 60% этой суммы — оплата труда.
Секрет успеха дуального образования Германии в нескольких факторах. Во-первых, это заинтересованность студентов получить практические навыки. Они проводят в колледже 30% учебного времени, а 70% — на предприятии. Учащиеся получают реальный опыт, основанный на стандартах и производственных потребностях. В итоге они становятся профессиональными специалистами с практической базой знаний, которых предприятие сразу готово взять на работу. Более 68% выпускников системы дуального образования сразу трудоустраиваются там, где их обучали. Украине к этому еще предстоит прийти. Первые шаги — реформирование профессионального образования и повышение популярности и престижа рабочих профессий.
Геннадий Амирбеков, директор «Регионального центра профессионального образования строительных технологий Харьковской области»:
Престижность рабочих профессий повысится, когда наша экономика начнет подниматься выше 3%. Тогда все вспомнят, что нужны рабочие. А пока сложилась ситуация, что даже те, кто получает образование в наших учебных заведениях, не хотят здесь работать и уезжают за границу.
У нас небогатое государство, но оно выпускает специалистов с высшим образованием, которые стоят гораздо дороже, чем учащиеся колледжей. Подготовка одного студента, насколько я знаю, 30 тысяч в год. За пять лет получается 150 тысяч. У меня много ребят, которые работают в подрядных организациях, окончив ХНУРЭ и ХАИ. Не слишком ли дорого мы платим, чтобы выпускник вуза работал каменщиком, штукатуром или токарем?
Константин Стрюк, директор Харьковского радиотехнического колледжа:
На мой взгляд, главная проблема колледжей и техникумов — это, говоря молодежным языком, троллинг нашей системы профессионально-технического образования в средней школе.
Дуальное образование раньше существовало на территории современной Украины: когда при работающей промышленности, при каждом заводе, как правило, было профтехучилище.
Марина Косенко, PR-менеджерка Kharkiv IT Cluster:
Я прекрасно понимаю, почему директора школ не особо охотно приглашают своих выпускников в колледжи. Наверное, потому, что рейтинги школы зависят от того, насколько дети успешно сдали ВНО, сколько процентов абитуриентов поступили в вузы. Но не все готовы идти в университет. Задача школы еще и в том, чтобы подготовить к жизни всех.
Важно уважать любой труд, будь то интеллектуальный или ручной, независимо от того, где специалист работает. Главное, что он приносит пользу обществу.
Ольга Власова, заместительница начальника по воспитательной работе «Харьковского колледжа строительства, архитектуры и дизайна»:
Нашим студентам на другому курсі потрібно готувались до ЗНО, плюс професійну освіту опановувати. А ми з вами знаємо: другий курс — дуже важкий. Вже напівпрофесійні предмети з'являються. Учні в нас не настільки здорові, щоб це все опанувати. Їм важко і фізично, і психологічно розподілити в цій сфері свої можливості. Деякі студенти підпрацьовують, але вони ще не в змозі поєднувати навчання з роботою.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин