Что отражается на сетчатке человека, случайно засмотревшегося на солнце или на любой другой мощный источник света? Сначала слепит глаза, а потом начинают возникать образы. И пока не поморгаешь часто-часто — эти разноцветные кляксы не исчезают.
Когда-то подобное состояние уловил и зафиксировал польский художник-авангардист Владислав Стржеминский: его называют «человеком, который смотрел на солнце». Он разработал концепцию унизма. Согласно его теории, для гармоничного единства изображения создатель должен достичь идеальной связи между цветом, геометрией и ритмом. Несмотря на то, что этот стиль не получил широкого распространения, — художники, развивающие идеи авангарда, до сих пор находят вдохновение в произведениях Стржеминского.
Владислав Стржеминский, «Послеобраз солнца»,
холст, масло (1948–1949)
фото: Варшавский национальный музей
Украинский современный композитор Денис Бочаров заинтересовался идеей появления и модификации образов в визуальном искусстве. Увидев картину Стржеминского «Послеобраз солнца», он создал авангардную музыкальную композицию для струнного трио.
«Что такое соляристическая картина? Художник смотрел на источник света; в этом случае — на солнце. Потом смотрел на стену: на сетчатке глаза возникали образы и тут же исчезали. Процесс появления, исчезновения и наслоения разных образов заинтересовал меня. Это было реализовано музыкальными средствами», — рассказал Денис.
«Что такое соляристическая картина? Художник смотрел на источник света; в этом случае — на солнце. Потом смотрел на стену: на сетчатке глаза возникали образы и тут же исчезали. Процесс появления, исчезновения и наслоения разных образов заинтересовал меня. Это было реализовано музыкальными средствами», — рассказал Денис.
Услышать композицию в пресс-центре «Накипело» собралось немало ценителей. Как отметила модераторка мероприятия, заведующая кафедрой интерпретологии и анализа музыки Харьковского национального университета искусств Юлия Николаевская, — творчество Дениса Бочарова пока является «крайней точкой харьковской авангардной линии».
«Харьков — модерновый город. Именно в Харькове всегда была традиция прослушивать вновь появившиеся произведения. Она заложена еще в XIX веке, когда здесь работало музыкальное училище. В 20–30-х годах прошлого столетия здесь функционировала Ассоциация современной музыки и “Молодая филармония”. Традиция слушать все, что только появилось, была очень мощной. Некоторое время здесь было отделение Союза композиторов, это был центр модерна. Им руководил Валентин Бибик: его имя без преувеличения знает весь композиторский мир».
Среди «бибиковцев» сформировалась целая плеяда музыкантов, которая придерживается модерных идей и поныне. Александр Гугель живет и работает в Харькове, Александр Гринберг — в Германии, но до сих пор участвует в украинской художественной жизни. Имя Александра Щетинского известно во всем музыкальном мире: он последовательный сторонник авангардной традиции украинских композиторов. Его учеником был Денис Бочаров. Сам Денис за свою творческую жизнь успел получить образование в Польше, несколько наград и стипендию для посещения Байройтского фестиваля.
Какие идеи сегодня внедряют музыканты-авангардисты в Европе, рассказала с помощью видеосвязи корейско-германская виолончелистка Саером Пак. Она продемонстрировала новые техники игры на своей трехсотлетней виолончели, чем вызвала искренний восторг украинских наблюдателей.
Авангардные музыканты Германии отходят от традиционной нотной записи и классической техники игры, переосмысливают их. Так появляются «антизвуки» и спрессованные звуки. На грифе играют вертикально, проводя по нижней части или вообще по корпусу виолончели, чтобы сделать звук выше.
Музыканты открывают для себя невероятное разнообразие звуков, лишенных тона.
«Здесь речь идет о поиске красоты. Так формулируют все композиторы, и я иду за ними по этому пути. Красота — это не всегда что-то сплошное, полностью хорошее. Чтобы найти красоту, нужно много экспериментировать. Красота состоит из множества слоев. Когда играю эту музыку, я чувствую себя в процессе поиска красоты», — говорит Саером Пак.
На музыку современных композиторов повлиял также карантин: появилось произведение-трансформер, в котором каждый из музыкантов может сыграть партию соло. Музыка создавалась тремя ансамблями в период пандемии.
Когда Саером услышала «Послеобраз солнца» в исполнении струнного трио — Петра Левченко (скрипка), Татьяны Жук (альт) и Глеба Толмачева (виолончель) — она заметила, что во время прослушивания очень хорошо представила этот феномен: когда случайно посмотришь на источник света, и перед глазами возникают образы.
«Я до этого видела партитуру и подумала: “сложно”. Очень сложная музыка, но когда я слушала вас, создалось впечатление, что это очень легко», — сказала Саером.
Мероприятие состоялось при поддержке Goethe-Institut Ukraine — это немецкая неправительственная организация, задача которой — популяризация немецкого языка за рубежом и содействие международному культурному сотрудничеству.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин