Спецзакон о мирных протестах. Что на самом деле предлагают чиновники? - Накипіло
Події

Спецзакон о мирных протестах. Что на самом деле предлагают чиновники?

Харьковские активисты крайне обеспокоены решением Верховный Рады принять новый проект Закона «О мирных собраниях». Голосование должно пройти в октябре-ноябре текущего года.

Законопроект № 3587 — уже 12-й в истории Украины вариант специального закона о мирных собраниях. Принятие предыдущей версии члены правозащитной коалиции «Ні — поліцейській державі!» заблокировали в октябре 2013 года за месяц до Евромайдана.

Медиапроект «Накипело» выяснил, почему общественники против законопроекта и насколько объективны их опасения.

Главные претензии активистов

По словам правозащитника Михаила Лебедя, Нацполиция, Нацгвардия и другие правоохранительные органы смогут по своему усмотрению определять, «потеряло собрание мирный характер» или нет, и озвучивать время, за которое люди должны разойтись (Стаття 18. Дії Національної поліції та Національної гвардії України та інших правоохоронних органів у разі втрати зібранням мирного характеру).

«Важливо знати, що передбачено після того, як час «для залишення місця проведення зібрання» сплине. Поліцейські та нацгвардійці будуть вважати, що учасники зібрання порушили саме законну вимогу розійтися (п. 1 ч. 3 ст. 6 законопроекту 3587): «Учасник мирного зібрання ЗОБОВ’ЯЗАНИЙ додержуватися вимог Конституції, ЦЬОГО ЗАКОНУ та інших законів України». Тому правоохоронці зможуть затримувати та силоміць розганяти усіх без розбору протестувальників», — считает Михаил Лебедь.

Кроме этого, организаторы митингов обязаны будут сообщать о собрании не позднее, чем за 48 часов до его начала (ч. 1 ст. 7 законопроекта).

На данный момент никакого законного «дедлайна» не существует. Власти о мирных собраниях можно уведомлять в любой момент до их начала. Поэтому множество митингов проходили и проходят только потому, что их не успевают запретить подконтрольные власти суды.

Согласно законопроекту, если организаторы мирного митинга не вкладываются в положенные для уведомления сроки, это может стать дополнительным основанием для судебного запрета собрания (ч. 7, ч. 2 ст. 16 законопроекта 3587).

Каким является собрание – спонтанным или запланированным, также дается право решить правоохранителям.

«Згідно з законопроектом, якщо поліція чи нацгвардійці чомусь вирішать, що зібрання «неспонтанне», то зможуть затримати людей за «злісну непокору законному розпорядженню» або «за вчинення опіру представникові правоохоронного органу» (ст. 185 КУпАП, ст. 342 ККУ). Або, наприклад, самовільно вирішать, що таке зібрання не є невідкладним, і що про нього таки можна було повідомити в строк (п. 5 ч. 1 ст. 1 законопроекту 3587)», — подчеркивает активист.

Юрист: «Этот законопроект — грубое нарушение прав человека»

Право на мирное собрание граждан закреплено в ст. 39 Конституции Украины и предусмотрено Европейской конвенцией по правам человека. Если люди не довольны действиями власти, они могут собираться и митинговать против них.

«Этот законопроект вообще меняет отношение к такому институту права. Если раньше подобные собрания имели характер уведомительный, то сейчас — иметь характер разрешения. Я считаю, это вообще противоречит международным соглашениям", — говорит юрист Сергей Калитка.

Ст. 18 законопроекта «О мирных собраниях» специалист называет грубым нарушением человеческих прав, как и последующие поправки в документе.

По его словам, в Конституции говорится: законен ли митинг, нужно ли его запретить или ограничить, имеет право решать только суд. Законное основание для разгона мирного собрания – это решение суда. Как правило, оно должно быть готово в течение суток.

«Полиция должна заниматься исключительно охраной общественного порядка, а не разгоном людей», — отмечает юрист.

 Почему Украине не нужен спецзакон «О мирных собраниях»?

Общественники и юристы категорически против подписания этого законопроекта, ведь несколько его статей дублируют принцип законодательства Российской Федерации относительно мирных протестов. Введение новых правил на законодательном уровне грозит появлением еще большего недовольства граждан.

Вместо подобного контроля активисты предлагают внести изменения в уже существующие законы («О Национальной полиции», «О Национальной гвардии Украины» и Кодекс административного судопроизводства). Нововведения должны коснуться защиты участников любых мирных собраний и запрета на применение насилия.

Что делать активистам при силовом разгоне митинга?

Если активисты столкнулись с неправомерными действиями копов, им необходимо прежде всего заявить о случившемся в местное управление полиции, где обязаны зафиксировать превышение полномочий их коллег.

«Можно жаловаться Уполномоченному по правам человека, а если все-таки закон в этой редакции будет принят, можно обратиться в Конституционный Суд с заявлением о признании ст. 18 как противоречащей Конституции Украины», — советует эксперт.

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО

Оперативні та перевірені новини з Харкова