В Украине действует государственная программа социализации ромов. Нужна ли она самим представителям ромской общины и насколько эффективно реализуется, мы попытались разобраться в этом материале. И начнем со стереотипов.
Ромы в стереотипах и фактах
«Табор уходит в небо»
Ромы появились на территории Украины в XV веке. Они вели кочевой образ жизни, пока в 1956 году в СССР не вышел приказ «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». Ромов обязали осесть, а кто уклонялся — присуждали пять лет ссылки. Сейчас кочующих таборов фактически нет.
«Ромы? Я не пью ром»
Название «ромы» для Украины относительно новое и для многих непривычное: даже в переписи населения 2001 года используют слово «цыгане». Между тем, «ромы» как официальный этноним утвердили на I Всемирном конгрессе ромской диаспоры в Лондоне еще в 1971 году. Именно этот термин рекомендует для использования ООН. Важно понимать, что понятие «ромы» включает в себя разные этнические группы: крымы, сэрвы, ловари, русские ромы, кишиневцы. Всего в Украине около 15-ти таких групп.
«Это ж цыгане»
Именно к ромам украинцы относятся хуже, чем к представителям любой другой национальности, и степень толерантности неуклонно падает. В Нацполиции полагают, что нетерпимости к ромам в столице нет. А что думают о цыганской диаспоре в Харькове, вы узнаете из опроса «Накипело».
Ромский атлас
Первая перепись населения на территории современной Украины проводилась в 1926 году — тогда здесь проживали 19,3 тысячи ромов. С того времени их численность выросла. По результатам последней переписи в 2001 году, в Украине ромов больше 47 тысяч.
Больше всего их на Закарпатье (почти 15 тысяч) и в Донецкой области (4,8 тысячи). В Харьковской области на тот момент было 2,3 тысячи ромов. Это последние официальные данные, но актуальными их можно назвать с натяжкой. 6 июля глава Нацполиции Сергей Князев заявил, что в Украине проживает более 100 тысяч ромов в 3 100 местах компактного поселения.
Харьковское национально-культурное сообщество «Ромен» совместно с Областным центром социальных служб для семьи, детей и молодежи работают над созданием Атласа ромского населения Харьковской области. Это поможет решить проблему с определением количества ромов и установлением места их проживания.
«Мониторинг количества ромов в Харьковской области и их потребностей даст возможность понимать количество неинтегрированных ромов, количество ромов без документов и нуждающихся людей. Это важно для формирования стратегии оказания им помощи как государственными органами, так и через общественные и донорские организации», — объясняет Вадим Матюшенко, президент «Ромен».
Активист говорит, что в Атласе будет информация и об интегрированных ромах, которые в помощи не нуждаются.
Проект длится четыре месяца: с июня по сентябрь. Доступ к результатам исследования будет свободным — Атлас выпустят и в печатном, и в электронном виде. Информацией о возрасте, наличии документов и жилья ромы делились неохотно. Со временем они увидели, что ничего страшного в этом нет, и даже начали обращаться самостоятельно. Команда проекта планирует охватить 90% ромского населения области.
«Есть статистика, что в Харьковской области проживают 4000 ромов, но это далеко не так. Еще до начала проекта была информация, что в области проживает 3000 ромских семей, в которых есть около 12 000 ромов. В ходе нашей работы мы уже выявили намного больше семей», — говорит Вадим Матюшенко.
Проблема с получением документов упирается в необходимость подтверждения личности рома. Но у близких родственников и друзей ромов часто тоже нет документов. Активисты работают над тем, чтобы общественникам разрешили выступать поручителями.
«Ромские семьи в основном многодетные, поэтому через несколько лет количество ромов без документов вырастет в геометрической прогрессии. Чтобы не возникло проблем с таким количеством нигде не зарегистрированных людей, паспортизацию нужно проводить уже сейчас», — считает исследователь.
Госпрограмма
Первая государственная программа по работе с ромами действовала в Украине в 2003—2006 годах. Ее целью была интеграция ромской общины в украинское общество. Сейчас актуальна Стратегия защиты и интеграции в украинское общество ромского национального меньшинства на период до 2020 года.
«В 2016 году к нам обратились ромские активисты, и мы вместе усовершенствовали план выполнения Стратегии. При составлении первого варианта документа никто не поинтересовался у самих ромов, чего именно им не хватает. Мы провели круглый стол, согласовали План с представителями ромов, поменяли некоторые трактовки. Выполнение Плана может мониторить сама ромская община», — рассказывает Игорь Исаенко, заместитель директора Департамента массовых коммуникаций ХОГА.
В 2013 году, когда программа стартовала, учет ромов-школьников никто не проводил: не предусмотрено нормативными документами. Сейчас для подсчета местные власти узнают информацию в учебных заведениях. В 2017 году зарегистрировано 684 рома, которые посещают школу (в 2013 — 339), и 300 ребят дошкольного возраста, 120 из них посещают детские сады (в 2013 — всего 9). Идет работа с семьями, которым необходима помощь: их консультируют по юридическим вопросам, способствуют оформлению документов или соцпомощи. Благодаря этому 353 рома получили паспорт гражданина Украины. Ромов направляют в Центры занятости, обеспечивают продуктовыми наборами, помогают пройти тест на ВИЧ.
За четыре года в Харьковской области проведено почти 8 тысяч рейдов по работе с бездомными детьми-ромами, по их результатам открыто 146 уголовных производств против взрослых, которые втягивали детей в преступную деятельность (ст. 304 Уголовного кодекса).
Основная сложность любых проектов, связанных с ромами — документы.
«Без паспортов для ромов все проекты закрыты — все упирается именно в отсутствие документов. Например, ромы предлагают отдать им разрушенные дома. Но ведь у них тоже есть владелец. И даже если будет возможность передать, то кому? По какому принципу строить очередь? Как контролировать?», — определяет проблему Игорь Исаенко.
Ромы, правоохранители и соцслужбы
По данным отдела ювенальной превенции Нацполиции Украины в Харьковской области, с 2018 года статистики преступлений по национальностям никто не ведет. Непосредственно с ромами работают в районных Центрах социальной службы. Специалисты помогают решить юридические вопросы, разобраться с документами, выступают медиаторами при общении с госструктурами.
Главными проблемами ромов, кроме документов, остаются отсутствие жилья и оформление льгот и социальных выплат. Сложностей добавляют взаимные стереотипы: ромы не склонны доверять соцслужбам.
«Если ромская женщина рожает не в роддоме, ей должна выписать справку медсестра. Когда и такой справки нет, нужно искать хоть какие-то документы родителей. Это колоссальная работа. Если будет хотя бы один документ, от него можно построить цепочку вплоть до получения ребенком свидетельства о рождении и паспорта. Главное при этом — желание мамы. Насильно мы предпринимать ничего не можем. Мы можем только помочь, когда к нам обращаются», — комментирует сотрудница социальной службы.
По ее словам, ромы в городе отличаются от ромов в селах. Они чаще всего имеют документы, их дети получают образование.
«Я не сказала бы, что ромские семьи чем-то принципиально отличаются от украинских. Нужно говорить не о национальности, а о сложных жизненных обстоятельствах. У ромов и украинцев в селе больше общих проблем, чем у ромов из села и из города. Меня раньше тоже пугали бабки, которые предлагали погадать, но теперь я знаю других ромов — образованных, прогрессивных, проевропейских, порядочных», — подчеркивает госслужащая.
Особая категория — ромы-переселенцы. «Когда в 2014 году ромы начали переселятся в Харьковскую область, мы организовали штаб, где регистрировали переселенцев, и мобильные группы на вокзале. Ромам предлагали поселится в общежитии, помочь с трудоустройством в области — но это не работало, они почему-то отказывались», — рассказывает сотрудница соцслужбы. Комментар волонтер
Инклюзия ромов
«Социализированные ромы не ходят по улицам с плакатами «Я ром, и я нормальный». Но ромы, которые воруют, просят деньги или занимаются распространением наркотиков, заметны. На основании этого и формируется стереотип — но разве среди украинцев нет таких людей?», — спрашивает Николай Бурлуцкий, председатель общественной организации «Чачимо».
Бурлуцкий отмечает, что в Харькове ромы более социализированные, чем на Западе. Говорить о ромах, обобщая, нельзя — разные этнические группы отличаются по языку, религии, традициям, по уровню социализации и консервативности. Чем больше открыта группа, тем более она интегрирована и ассимилирована. Николай подчеркивает: это индивидуальный выбор.
Ромы следуют кодексу Романипэ, содержащему модель поведения и взгляды на жизнь. Правила ромской жизни передаются устно, но в «Чачимо» работают над изданием этих законов. Николай утверждает, что соединить традиции ромов и социализацию в украинском сообществе можно, если подойти к делу разумно. Для этого ромам нужно понимать, что их ценности не противоречат инклюзии.
«В любом обществе есть маргиналы. Ромская община не одобряет преступный образ жизни, особенно использование в этих целях детей: это считается позором. Мы адаптируемся под время и условия, но каждая семья суверенна — в ромской общине никто никого не может заставить», — объясняет Николай Бурлуцкий.
Чтобы разрушить стереотипы о ромах и популяризировать ромскую культуру, «Чачимо» вместе с другими организациями ежегодно проводит Международный день ромов.
Конфликтолог Ирина Брунова-Калисецкая считает, что часть представителей ромской национальности совершенно социализированы, в том смысле, что они живут, имеют друзей, соседей, с той или иной степенью сложности получают образование, работают на самых обычных работах. Когда появляется идентификация по принадлежности человека к группе, он становится дискриминируемым и с большим трудом может искать работу или получать следующий уровень образования.
«Это удобная группа, чтобы слить агрессию, неудовлетворенность, неоправдавшиеся ожидания о быстрой работе реформ, усталость от войны и многие-многие другие эмоции. Ромы — дискриминируемая группа, маргинализированная, она «хороший» объект, чтобы быть атакованной, потому что достаточно большой частью общества эта атака будет оправдана, к сожалению», — уверена экспертка.
Церковь
Николай — пастор ромской церкви. Каждую субботу прихожане собираются на богослужение в Дворце культуры ХЭМЗ. Обычно приходит около 50 человек. Николай говорит, что христианские ценности во многом перекликаются с законами Романипэ, поэтому церковь способствует социализации — ром, который следует заповедям, не станет преступником.
Одна из постоянных прихожанок — Любовь Жемчужная. Родом она из Сибири и относится к русским ромам. Любовь переехала в Украину в 18 лет, считает ее своим домом и хочет, чтобы украинцы принимали ромов как равноправных граждан.
«От жизни собачей собака становится кусачей. Я не оправдываю всех цыган, мы все разные. Но когда цыган украл — на всех говорят, а если украинец — только на него», — сокрушается женщина.
У Любови двое сыновей. Младший Николай учится на стоматолога, сейчас он на втором курсе. Говорит, что проблем из-за национальности у него нет. Николай — один из организаторов ежегодного ромского форума во Львове, а в этом году он будет представлять украинских ромов в Молодежном парламенте в Страсбурге.
Современные ромы знакомятся и общаются в Facebook, проводят форумы молодежи и получают образование. Правда, Николай говорит, что инициативы от ромов мало.
«Ромам в голову вбито, что они так должны жить. Как молодежь, мы пытаемся это изменить. У ромов тоже есть стереотипы, которые нужно разрушать. Мы за интеграцию без ассимиляции — за то, чтобы сохранить национальную идентичность, но быть полноценными гражданами Украины», — говорит активист.
Этот материал подготовлен в рамках Программы межредакционных обменов при поддержке Национального фонда на поддержку демократии NED.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин