Скандалы в соцсетях — банальное явление, особенно если случаются с популярными людьми, к которым и так приковано внимание. Провокационный пост, агрессивный комментарий могут иметь крайне неприятные последствия: от потери подписчиков до серьезных проблем в реальной жизни.
Высказывания публичных лиц неприятно поражают аудиторию, особенно если идут вразрез с устоявшимся имиджем. В первую очередь это касается чувствительных тем: например, ЛГБТ, языка или религии, отмечает управляющая партнерка PR-агентства «Bagels & Letters» Татьяна Ландесман. Скандальные высказывания иногда обходятся слишком дорого и стоят материальных потерь, попадания в список «нерукопожатных» и даже провала карьеры. Эта тенденция особенно заметна, когда общество радикализируется: даже небольшое отступление от приемлемого воспринимается агрессивно.
Американскую актрису Джину Карано устранили из сериала «Мандалорец» именно из-за скандальных высказываний в соцсетях. Она смеялась над людьми, носящими маски в условиях пандемии, и поддерживала бывшего президента Дональда Трампа в обвинениях оппонентов в фальсификации выборов. Наибольший резонанс вызвал пост, где Карано сравнивала политические конфликты в США с геноцидом евреев времен нацистской Германии. Люди начали продвигать хештег #FireGinaCarano («Увольте Джину Карано»). Решение было за студией, и представители Lucasfilm разорвали контракт. Они заявили, что актриса больше не появится ни в последующих сериях «Мандалорца», ни в каких-либо «Звездных войнах».
Танцор Сергей Полунин в соцсетях предлагал пинать полных людей, чтобы «подтолкнуть их к решению сбросить жир», обвинял женщин в попытке перенять роль мужчины. В соцсетях танцора прозвали «плохим парнем». Полунин высказывал пренебрежение к людям, не скрывал искреннего восхищения Владимиром Путиным и поддерживал действия «Беркута». Парижская национальная опера в 2019 году отказалась сотрудничать с танцором. Планировалось, что Полунин примет участие в постановке «Лебединого озера», однако его высказывания не соответствуют ценностям Парижской оперы, отметила руководительница балета Орели Дюпон. Танцовщик написал в Instagram пост, что ни о чем не жалеет, и что в сложные времена нужно оставаться верным себе.
«Соцсети очень тонко и быстро улавливают промахи. Они дают моментальную общественную реакцию, а заодно градуируют “своих” и “чужих” — хотя между этими категориями человек может лавировать несколько раз за день. Вспоминается история о депутатке от “Слуги народа” Галине Третьяковой, которая заявила, что безработные рожают детей “низкого качества”», — рассказала управляющая партнерка PR-агентства «Bagels & Letters» Иванна Скиба-Якубова.
За депутатку решил вступиться однопартиец. Он начал пост со слов поддержки госпожи Третьяковой и лишь в конце объяснил, что с формулировкой не согласен. Нардеп не учел, что большинство интернет-пользователей читает первые строки, до слов «увидеть больше». Сама же Третьякова попыталась объяснить свою позицию в колонке на «Украинской правде». Она назвала негативную реакцию общества «проплаченной информационной кампанией» и заявила, что термин «качество детей» используется в научной среде.
«Информационные киллеры взяли чисто научную дискуссию, выхватили из нее отдельные слова и интерпретировали их в выгодном для них ракурсе», — подчеркнула Третьякова.
Не особо положительная репутация
Репутация и не должна быть строго положительной: всем не угодишь, и восприятие человека может сильно различаться в зависимости от его аудитории. Неудивительно, что публичные лица часто пользуются популярностью вопреки негативному имиджу. Более того: некоторые из них известны именно благодаря скандальности.
«Мне бы хотелось надеть белое пальто, поправить пенсне и рассказать, как люди переходят на другую сторону дороги, чтобы не встретиться с тем, кто некорректно высказывался. Но институт репутации в основном работает на тех и для тех, кто и так “за все хорошее и против всего плохого”. И, к сожалению, он неэффективен в отношении лиц, которые об имидже не слишком заботятся», — отметила специалистка по PR Татьяна Ландесман.
Она вспомнила мецената, соучредителя фонда «Життєлюб» Гарика Корогодского с его 133 тысячами подписчиков. На свою немалую аудиторию он не стесняется транслировать сексизм. Но все прекрасно осведомлены о позиции Корогодского, поэтому массовые отписки ему не грозят. Еще один яркий пример — Ян Монастырский по прозвищу «Король хот-догов». Он стал известным благодаря авторским хот-догам, а также крайне непатриотичным постам и сексистским комментариям. Однако вызывающее поведение ему не навредило: когда у Монастырского сгорел ресторан, его клиенты быстро собрали сумму даже большую, чем необходимо.
Значительная часть украинских политиков не волнуется о репутационных потерях. Действительно, может показаться, что они не вредят карьере: люди повозмущаются, понаписывают гневных комментариев, но реальных последствий не будет — ни за провокационные посты, ни за агрессию. Недавно член украинской делегации на Минских переговорах Алексей Арестович обнародовал пост, где рассказывал о важности умения вести переговоры со страной-агрессором. Один из пользователей попросил Арестович использовать государственный язык. Реакция политика была: «Пошел на х*й. Так понятнее?».
За позорное поведение Арестович и не думал извиняться. В эфире канала «Украина 24» он пояснил: «Это был достойный ответ человеку на языке, который он понимает. Оценят те, кто меня назначал, но я хочу внести разъяснения. Это не человек, а бот. Человек, чей профиль на русском языке, приходит ко мне, с украинским языком в аккаунте, и чего-то требует».
Не извиняться, не признавать ошибок, не скрывать пренебрежение — типичное поведение части украинской политической элиты. Не боятся осуждения чиновники и из-за дискриминационных постов. Нардеп от «Слуги народа» Александр Дубинский стал фигурантом сексистского скандала еще до начала каденции в Верховной Раде. Он опубликовал фото с подписью: «Выбираем помощниц. Прошу ниже чем 175 сантиметров не беспокоить». В ответ на обвинения в сексизме политик заявил, что это была шутка, а у возмутившихся просто нет чувства юмора.
Ровенский чиновник Мирослав Черний, баллотировавшийся от «Слуги народа», во время отдыха в «Буковеле» решил похвастаться флягой для алкоголя в Instagram. Внимание привлекло не содержимое, а изображение: на бутылке красовались серп и молот. На Черния даже написали заявление в полицию из-за нарушения статьи уголовного кодекса, запрещающей коммунистическую символику.
Не застрахованы от скандалов и преподаватели вузов. Доцентка, преподавательница Харьковской государственной академии культуры Наталья Семейкина высказалась относительно войны на Донбассе: «Полезли на Донбасс Турчинов и вся банда. У меня там полно студентов, пишущих правду. Хорошо, что есть Путин, может, всех не добьют». Это не прошло мимо внимания общественности: под стенами вуза состоялся протестный пикет. Проректор академии Юрий Лошков заявил, что такие заявления дискредитируют Семейкину как педагога и пообещал рассмотреть ее увольнение.
Снизить градус напряжения
«У вас может быть пост на социально важную тему или нежный, о детях и котиках, — но одно неверно использованное слово или двусмысленная фраза могут стать триггером. Комментарии будут не о том, что кот прекрасный, а почему использован феминитив. Или наоборот, почему он не использован: опять же, в зависимости от читателей. Чем известнее человек — тем разнообразнее его аудитория, тем полярнее ее взгляды», — предупреждает Татьяна Ландесман.
Любой пост потенциально может кого-то обидеть или разозлить. Но каждый интернет-пользователь может снизить градус напряжения, было бы желание. Экспертка советует быть осторожными, когда вы упоминаете потенциально или реально дискриминируемые группы. Если вы не знаете, как назвать этих людей — лучше проконсультироваться. Это могут быть либо представители группы, или специалисты, которые с ними работают.
«Практически любой пост, осуждающий чье-то поведение, внешность или высказывания, может быть подвергнут критике. Особенно тщательно нужно подбирать слова относительно гендера, сексуальной ориентации, религиозной, национальной, расовой принадлежности», — добавляет Татьяна.
«Что гарантированно не стоит выносить на публику — разборки из частной или рабочей сферы, а также использовать соцсети для мести. Одно дело — искренность в рассказе о собственном душевном состоянии или публичное разбирательство плохого социального кейса, совсем другое — “расскажу вам, что мой бывший муж (шеф, клиент) — отъявленный мерзавец и сам дурак”», — отметила Иванна Скиба-Якубова.
Она вспомнила, как их потенциального клиента якобы безосновательно обвиняли в похищении имущества бывшей девушки. Специалистки попросили мужчину «не трогать ничего руками», и дать время разобраться. Однако клиент написал излишне эмоциональный пост в Facebook, что его бывшая, скажем так, нечестная и неприличная особа, из-за чего было решено приостановить сотрудничество.
Также не стоит под видом эксперта высказываться на темы, в которых не разбираетесь. Роль «диванного эксперта» не добавит уважения и доверия со стороны аудитории. А вот что уж точно недопустимо — сознательно распространять фейки, особенно если они могут иметь серьезные последствия. Иванна вспомнила неприятный случай из 2014 года, когда волонтер написал, что боевики «ДНР» уже под Васищево. «Новость» возмутила и волонтеров, и добровольцев, и просто читателей, так как некоторые люди начали паковать вещи. Впоследствии «шутник» написал, что просто «хотел взбодрить спецсилы».
Конечно, даже самый тактичный и вежливый человек не застрахован от конфликтов в соцсетях или от агрессивных реакций: на каждого найдется свой хейтер. Однако грамотное поведение и недопущение очевидных ошибок уменьшат риск приобрести дурную репутацию.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин