Пропустите рабочий день, но не корпоратив.
«Никогда не ешьте в одиночку» — фраза, ставшая популярной благодаря американскому писателю и оратору Кейту Феррацци. Его книга с таким же названием — бестселлер среди бизнес-изданий, а описанные принципы нетворкинга считаются базовыми. В этой фразе сконцентрирована суть неформального общения: обзавестись полезными контактами проще в непринужденной обстановке. Согласитесь, на обеде или вечеринке мы более открыты, чем на деловом митинге в офисе. Но где бы ни происходила встреча, нетворкинг — верная инвестиция в карьерное и личностное развитие.
Как общение влияет на здоровье
Зарубежные ученые давно анализируют влияние регулярной коммуникации на организм человека. Продуктивное общение способствует выработке дофамина — гормона счастья, радости и удовольствия.
Специалисты Института клинических наук Имперского колледжа Лондона выяснили, что концентрация дофамина повышается при социальных контактах. Наблюдая за двумя группами подопытных мышей, ученые заметили: в отличие от питомцев-одиночек, дофаминовые нейроны быстрее активизировались у животных из общей клетки. Британцы полагают, это свойство может быть полезным в изучении шизофрении, депрессии и деменции. Причиной этих недугов ученые считают нарушения работы нейромедиаторов.
Помимо ощущения эйфории, дофамин может иметь болеутоляющий эффект. Эксперимент Кембриджского университета показал, что онкологические пациенты с соседями по палате переносят химиотерапию легче, чем больные в одиночных боксах.
Единомышленники всегда найдутся
Сознательная замкнутость — ложный путь. Как пишет Кейт Феррацци, узкий круг общения приводит к тому, что мы ограничиваем свои интересы, лишаемся судьбоносных встреч и новых возможностей.
Главное правило нетворкинга — знакомиться надо всегда и везде:
- на тематических мероприятиях (конференциях, круглых столах, тренингах, лекциях);
- на бизнес-ланчах и корпоративных ужинах;
- во время волонтерских и благотворительных акций;
- на вечеринках, концертах, фестивалях и других неформальных встречах.
Если вы далеки от бизнеса и посещать платные ивенты нет возможности, начните с малого: заведите новые знакомства в туристической поездке или проявите инициативу на родительском собрании в школе.
Существует персональный и бизнес-нетворкинг. Первый помогает решить личные задачи и проблемы за счет большого количества контактов из разных сфер. Предположим, на корпоратив вашей IT-компании коллега привел подругу. Представил ее всем, вы разговорились и узнали, что девушка работает офтальмологом, а вам как раз нужна качественная консультация врача. Ненавязчивая беседа на вечеринке может перерасти в сотрудничество. Например, вы предложите специалистке создать сайт или приложение для ее клиентов. Взаимная выгода — один из результатов удачного нетворкинга.
Бизнес-нетворкинг используется маркетологами и PR-менеджерами как инструмент продвижения продукции, услуг, мероприятий, привлечения новых клиентов и увеличения уровня продаж. Крупные капиталовложения не нужны, а дивиденды в виде длительных партнерских отношений, скидок и доступа к важным ресурсам не заставят себя ждать.
Мы живем в эру self-made-специалистов, поэтому важно уметь презентовать себя и свои умения. Нетворкинг полезен в продвижении личного бренда. Заметьте: у блогеров и спикеров конференций много знакомых. Активные люди всегда привлекают внимание оригинальными мыслями, профессиональной экспертизой и способностью открыто делиться мнением. Они ценные сотрудники и стажеры в престижных компаниях.
Коуча и карьерную консультантку Анну Метельскую друзья часто называют «социальным брокером» из-за количества знакомств, но так было не всегда.
«Когда я ушла из корпоративного бизнеса в частную практику, понадобились новые контакты. Мне посоветовали ивент по бизнес-знакомствам, похожий на speed dating, только на бизнес-тему. Я напечатала визитки и с замиранием сердца отправилась покорять людей рассказом о коучинге, — вспоминает Анна. — Как оказалось, 90% участников тоже были коучами. Каждому собеседнику давалось пять минут на спич о себе, и так около 15 раз. Этот опыт не дал мне множество полезных знакомств, но с некоторыми людьми я до сих пор общаюсь. А навык короткого питча оказался необходимым для дальнейшей работы. Поэтому искренне рекомендую такие форматы нетворкинга».
Как завести знакомство
Найдите повод для разговора. Кто смотрел американский сериал «Как я встретил вашу маму», вспомнит забавный прием одного из персонажей, Барни Стинсона. Чтобы помочь другу познакомиться с девушкой, он подходил с напарником к барной стойке, хлопал по плечу понравившуюся барышню и говорил: «Привет! Вы знакомы с моим другом Тедом?» и убегал. Бесхитростный сериальный ход работает и в реальности. Начать разговор можно о чем-угодно. Понравился наряд — спросите, где человек купил его. Увидели, как гость выбирает блюдо на вечеринке — предложите попробовать десерт. Заметили знакомое лицо в толпе? Подойдите ближе и уточните, где вы могли пересекаться ранее.
Екатерина Заславская управляет киевским офисом юридической компании. Для нее нетворкинг с украинскими и иностранными коллегами — часть профессиональных обязанностей. Специалистка уверена: проще начать разговор, когда представляете сферу деятельности собеседника и чем вы можете его заинтересовать.
В небольших комьюнити легче обзавестись полезными знакомствами. С одной стороны, на конференциях с 300—500 участниками много возможностей, с другой — в шумном потоке людей сложно найти время на спокойное и продуктивное общение.
«Неплохая стратегия — обратить на себя внимание вопросом из аудитории. Так, моя подруга задала интересный вопрос Джеку Ма на киевском форуме. К ней подошла знакомиться половина участников, а ответ Джека был на следующий день во всех СМИ», — вспоминает девушка.
Иногда останавливает мысль: «Не хочу навязываться». Но изначально мало кто расценивает желание познакомиться как агрессию. Нужно чувствовать грань: в какой момент допустимо отвлечь гостя и насколько долго уместно продолжать беседу.
Обменивайтесь контактами. Это первый шаг к следующей встрече: дружеской или деловой. Кому-то удобны визитки, а кто-то предпочитает фолловить друг друга в социальных сетях. Оба способа работают.
«Однажды я поехала в командировку в Германию без единой визитки. Обнаружив это, ужасно расстроилась: “Все, конец. Можно ехать обратно. Как я буду завязывать деловые контакты без приличной визитки в консервативном немецком бизнес-комьюнити?”. И ничего, прекрасно со всеми зафрендились через Facebook и LinkedIn. Сейчас все чаще вижу, как люди пользуются смартфонами вместо визиток», — делится наблюдениями Екатерина Заславская.
Поддерживайте связь. Как часто после встреч вы или вам обещали перезвонить, увидеться снова? Ссылаясь на постоянную загруженность на работе и дома, мы лишаем себя новых знакомств. А ведь сохранять контакт просто. Нет, я не о взаимных лайках в Instagram. Хотя бы раз в полгода поболтайте со знакомыми за чашкой кофе, прогуляйтесь по парку в хорошую погоду. Если никак не находится компания для похода в кино или театр, пригласите коллегу, предложите вместе посетить мастер-класс или лекцию, если тема нравится вам обоим.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин