Готовы ли учителя платить налоги за предоставление частных уроков? Мнения разделились.
К репетиторству в Украине отношение разное. Некоторые возлагают большие надежды на частные уроки при подготовке к экзаменам, кому-то репетитор прибавляет уверенности. Кто-то считает дополнительные занятия обычным «выкачиванием» денег. Но как бы ни оценивали репетиторов, на их услуги всегда есть спрос.
Цена вопроса
По данным Министерства образования и науки, сегодня начинающий школьный учитель в среднем получает почти на 3 000 гривен меньше более опытных коллег: около 5 410 гривен в месяц. Педагог со стажем 30 лет — 8 182 гривны. До конца 2020 года МОН планирует выплатить специалистам с опытом работы до десяти лет почти 21 тысячу гривен. Но пока это только планы, и педагоги по старинке занимаются с детьми вне класса.
Стоимость индивидуальных занятий по математике в Харькове колеблется от 70 до 350 гривен в час. Для сравнения: в Киеве репетитор согласится решать задачи и уравнения с ребенком минимум за 150 гривен, максимум — за 400 гривен в час. Украинский язык харьковчане готовы преподавать за 70—300 гривен, а вот английский — от 150 до 500 гривен в час. Подготовка к Внешнему независимому оцениванию по химии, биологии, физике и истории Украины может обойтись дороже, и репетиторов по этим дисциплинам найти сложнее.
Нельзя не вспомнить и об академических успехах детей. С репетитором школьник не только изучает новое, но и закрепляет пройденный материал, заполняет пробелы в знаниях, учится выражать и доказывать свое мнение. Иногда тет-а-тет с преподавателем этого удается достичь быстрее, чем в большом коллективе. Со временем полученные навыки можно перенести в повседневную жизнь. Эффективное планирование свободного времени — еще один плюс частных уроков. Любые родители довольны, когда ребенок не просиживает часами в интернете.
Легальное репетиторство: как это работает
По аналогии с фрилансом учитель регистрируется как «Физическое лицо предприниматель» и платит налог в соответствии с выбранной ставкой. Категория ФЛП зависит от годового дохода. Для первой группы — до 300 тысяч гривен, для второй — до полутора миллиона, для третьей — до пяти миллионов гривен в год.
«Когда специалист работает в школе и после уроков дает частные уроки в этой же школе или на дому, наверное, ему не захочется регистрироваться как ФЛП, потому что он и так трудоустроен, — размышляет юрист Игорь Парфило. — Возникает еще вопрос: как здесь участвует руководство школы, если учитель не платит за аренду класса? Непонятно, как эти отношения регулируются с коммунальной собственностью, ведь, по идее, это нецелевое использование помещения».
Для педагогов, не зарегистрированных как ФЛП, Государственная фискальная служба предлагает другой способ декларирования доходов. В общей декларации госслужащего учитель обязан прописать дополнительный заработок в виде репетиторства. Тогда сумма налога будет 18%, плюс изымается военный сбор 1,5%.
«На мой взгляд, сначала государство попытается урегулировать сферу репетиторства, например, запретив это делать в школах. Если в дальнейшем эту практику запустят официально, школа сможет через учителей предоставлять детям дополнительные образовательные услуги, как это делают на Западе, — полагает Игорь Парфило. — Грубо говоря: есть базовый бесплатный курс из 30 уроков в неделю. Если ребенок хочет заниматься больше, школа может выделить ему учителя. Это могут быть индивидуальные занятия или в небольшой группе. Родители заключают со школой договор, и за отдельную сумму их ребенок посещает занятия. Деньги будут идти школе, а не напрямую педагогу».
По мнению юриста, если реформа репетиторства произойдет одновременно с повышением учительских зарплат, педагоги не потеряют в деньгах. В противном случае они продолжат трудиться в тени.
В прошлом репетитор по английскому языку Мария (имя изменено по просьбе девушки, — ред.) считает, что выгоднее было бы работать как ФЛП. Харьковчанка преподавала на дому полтора года, пока училась на инязе. Девушка говорит, что начинающий тьютор и без налогов слишком уязвимый работник. Иногда сложно контролировать собственную нагрузку и доходы: ученики, в отличие от школы, могут без объяснений перестать посещать занятия, и сразу уменьшается заработок.
«Все люди разные, и это тот случай, когда человек может уйти без предупреждения, потому что не хватает финансов, времени или мотивации для занятий. А с уходом даже одного ученика теряешь порядочную сумму в месяц. Для меня платить налоги возможно только при уверенности в стабильной зарплате», — утверждает Мария.
Есть и те, кто сомневается в необходимости легализовать репетиторство.
Ирина (имя изменено по просьбе девушки, — ред.) занимается с подростками историей для ВНО. Ученики 15-17 лет чаще всего обращаются к ней с перспективой заниматься два года. Дополнительно мотивировать детей не приходится: они уже понимают, что им нужно, нацелены на результат и стараются хорошо подготовиться к тестированию.
«Лично мне оформление ФЛП или другая форма легализации невыгодна. Государство в моих занятиях, организации учебного процесса, поиске клиентов никак не участвует. Напротив — я сама себе создаю рабочее место, снимая социальную напряженность. Не вижу, как государство может регулировать этот рынок. Пока есть спрос, причем гораздо больше предложения — хороший репетитор не пойдет преподавать на государственные курсы или в агентства», — уверена собеседница.
Как выбрать репетитора для ребенка
Репетитора на учебный год лучше искать в мае-июне. До осени у высококвалифицированного специалиста весь график уже забит. Поэтому под конец учебного года определитесь с целью и другими факторами, влияющими на эффективность занятий.
- Зачем нужен репетитор
Важно разграничивать желания ребенка и амбиции родителей. Если мама и папа считают, что их ребенок должен решать олимпиадные задачи по математике — это хорошо, но хочет ли этого школьник? Возможно, ему вполне достаточно разбираться в предмете на текущем уровне и хочется, например, заняться спортом, а не проводить вечера за книгами.
В подростковом возрасте детям не всегда легко общаться с родителями, что уж говорить о помощи с домашкой. Из-за загруженности на работе родные могут не успевать контролировать успеваемость детей. Тогда репетитор поможет и в выполнении домашних заданий, и в разъяснении сложных тем. Подготовка к экзаменам — уже совсем другая история, и здесь надо не бояться менять репетиторов, пока абитуриент не достигнет желаемого результата.
«С моей точки зрения, репетитор в начальной школе — это нонсенс. В младших классах по той же математике надо поддерживать исследовательскую деятельность, больше общаться с детьми, показывать, как устроен окружающий мир и для чего в нем нужна математика. Когда родители приводят ко мне детей в четвертом классе накануне госэкзамена, через год эти дети уже ненавидят математику», — рассказывает педагог-методист, организаторка TutorLAB и Клуба репетиторов Александра Руденко.
- Насколько оправдана родительская тревога
Уверенность репетитора в том, что он всесилен, и что занятия с ним принесут ребенку высокие баллы на ВНО, должна насторожить. Ни один профессиональный педагог не даст гарантии успешной сдачи экзамена, ведь все зависит от упорства его подопечного. Однако некоторые родители так переживают за успехи своего чада, что максимально нагружают его дополнительными занятиями.
«Иногда родители настолько тревожатся и загружают ребенка безумным количеством занятий, что я могу не взять ученика, — признается репетиторка Александра Руденко. — Например, приходят ко мне родители, и я у них спрашиваю: что еще есть в расписании ребенка? А у него — танцы, английский, китайский, шахматы… Нет, говорю, меня вычеркивайте. Это нереально».
Насколько бы профессиональным ни был репетитор, он не гарантирует поступление в университет на бюджет. По данным аналитического центра CEDOS, опрос абитуриентов показал: среди «отличников», которые занимались вне школы, и тех, что не брали частные уроки, почти одинаковое количество заняли бюджетные места (71% и 67% соответственно). У «хорошистов» небольшая разница есть: из тех, кто занимался с репетитором по нескольким вступительным предметам, 53% учатся бесплатно, а из тех, кто не занимался, — 40% прошли на бюджет.
Аналитики также отмечают, что услуги репетиторов больше востребованы не у тех, кто отстает в учебе, а у преуспевающих. Среди «отличников» 57% ходили к нескольким репетиторам, с одним преподавателем занимались 11% учеников, и не обращались за помощью — 32%. «Хорошисты» чаще не готовились к экзаменам — таких 49%, несколько наук изучали 37% опрошенных, и целенаправленно готовились по одному предмету — 15%.
- Возраст и мотивация ребенка
Не факт, что полюбившийся в 7-м классе репетитор подойдет 17-летнему выпускнику. Поиски себя — особенность этого возраста. Важно найти не просто педагога, а ментора, способного обучить софт-скиллам и помочь с выбором будущей профессии, советует Александра Руденко. Полученные знания должны быть применимы во взрослой жизни. У младшеклассников стиль занятий более игровой.
«В идеале ценности родителей, детей и репетитора должны совпадать. Для меня ценностью являются не знания по математике. Это всего лишь инструмент, а базовые ценности — умение ребенка работать в команде, критическое мышление, уверенность во время публичных выступлений, умение задавать вопросы», — говорит Александра.
- Цена и бренд репетитора
Сегодня легко познакомиться с репетитором на его страницах в соцсетях: узнать, какие у него хобби, чем он позволяет себе делиться в интернете. Оценить, как и что специалист рассказывает о своей работе, проанализировать его взгляды на жизнь и происходящее вокруг. Такие характеристики помогут выбрать пару-тройку достойных кандидатов, подходящих именно вашему ребенку. Также можно почитать отзывы клиентов репетиторских центров на официальных сайтах учреждений. А дальше дело за малым: определиться с ценой. На любой семейный бюджет найдется специалист.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин