Официально предвыборная кампания на пост городского головы стартовала 11 сентября, однако фактически она началась с середины весны. Об этом говорит Николай Зинченко, координатор наблюдения Гражданской сети «ОПОРА» за выборами в Харьковской области.
Активно проводят кампании восемь кандидатов. В предвыборной агитации четырех политиков представители сети зафиксировали нарушения Избирательного кодекса. В частности, в рекламных материалах Михаила Добкина, Владимира Плетнева, Константина Немичева, Николая Кукурики, а также партии «Европейская Солидарность» не было маркировки (данных о заказчике, тираже, ответственного за печать).
Игорь Терехов не агитирует как кандидат, зато проводит встречи с населением как исполняющий обязанности городского головы.
«Активность его кампании сосредоточена на том, что он является чиновником, представителем власти, а не кандидатом (в мэры города — ред.)», — отмечает координатор.
Например, 1 сентября в харьковских школах ученикам и ученицам младших классов раздавали брендированные календари с именем кандидата и логотипом партии «Блок Кернеса — Успешный Харьков». Согласно законодательству, в учебных заведениях нельзя использовать и распространять политическую рекламу.
На сайте Харьковского горсовета опубликован ряд материалов об участии Игоря Терехова в выборах. Подобной информации о других кандидатах на сайте нет. Кроме того, на встречах Терехова с населением представители «ОПОРЫ» зафиксировали раздачу в произвольном количестве приглашений в Харьковский зоопарк.
«В этом мы видим признаки подкупа избирателей и использования для этого административного ресурса, ведь доступ к приглашениям в зоопарк есть исключительно у действующей харьковской власти. Стоит заметить, что использование админресурса недопустимо: это ставит в неравные условия других кандидатов, участвующих в избирательной гонке», — добавляет Николай Зинченко.
Другой кандидат отличился сбором персональных данных избирателей. В сентябре Михаил Добкин анонсировал проект «Забота». Он пообещал в случае победы ввести городскую программу помощи незащищенным слоям населения с оплатой коммунальных платежей. При этом Добкин призвал людей обращаться к нему с паспортом и ИНН, чтобы их включили в проект. Представители «ОПОРЫ» расценивают это как обещание с признаками подкупа и использованием админресурса.
«Поскольку это только обещание, нет оснований для привлечения кандидата к ответственности. Однако сейчас собирается большое количество персональных данных, как они могут быть использованы до самого дня голосования — вопрос. В стране было множество случаев, когда кандидаты собирали персональные данные населения и затем организовывали подкуп, фальсификации. Мы не можем утверждать, что так будет и на этот раз, но риски есть», — добавил Зинченко.
Ориентация на соцсети
В отличие от предыдущих, в нынешних предвыборных агитациях кандидатов активно используются соцсети. Согласно анализу «ОПОРЫ», с 11 июня по 11 сентября на политическую рекламу в Facebook харьковские политики потратили 77, 6 тысячи долларов (более 2,07 миллиона гривен).
Самая дорогая реклама соцсети у Игоря Терехова: на нее потрачено почти 25 тысяч долларов. Продвижение Михаила Добкина стоило почти 20 тысяч, Алины Мустафаевой — почти 13 тысяч, Константина Немичева — 1,4 тысячи.
Также в «ОПОРЕ» зафиксировали большое количество постов с манипуляциями и черным пиаром кандидатов. В частности, на сообщения с дискредитацией Добкина потратили почти девять тысяч долларов, на посты против Терехова — 5,7 тысячи, а против всех остальных кандидатов в целом 1,7 тысячи долларов.
Больше всего в рекламные посты на персональной странице вложилась Алина Мустафаева, а в комплиментарные материалы на новостных сайтах и Facebook-страницах (в частности, администраций районов Харькова) — Игорь Терехов.
Всего на должность городского головы баллотируются 12 кандидатов. 7 октября Харьковская городская избирательная комиссия отменила регистрацию Валерия Говорова, который снялся в пользу Добкина.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин