О пропусках на въезд/выезд в/из зоны АТО уже писано-переписано. Масса официальных сообщений ведомств, положения которых на практике не работают на 100%. Масса эмоциональных заметок, описывающих попытки (чаще всего неудачные) отдельных лиц оформить документы. Журналисты сайта 06242.com.ua попытались обобщить практический опыт тех счастливчиков, которым удалось подать заявку, и особенно тех, кто уже получил долгожданный пропуск.
Официально система пропусков была запущена 22 января. После первых недель реального хаоса, «ручного режима» и решения вопросов проезда без пропуска за 150-200 грн с пассажиров крупных автобусов и 800-1000 грн с легкового автомобиля, сегодня уже можно говорить о более-менее четких «правилах игры». Главное – наконец-то объявлена итоговая суть этих мер: с 10 февраля Кабмин ввел пограничный режим для ряда «военных» районов Донецкой и Луганской областей. Таким образом, из-за невозможности Украины закрыть свою административную границу с Россией, официально устанавливается новая временная грань, за которой не действует украинская власть. И пересечь эту черту можно лишь при наличии специального пропуска. О пропусках на въезд/выезд в/из зоны АТО (точнее – территории, подконтрольные боевикам) уже писано-переписано. Масса официальных сообщений ведомств, положения которых на практике не работают на 100% и к тому же корректируются от недели к неделе. Масса эмоциональных заметок, описывающих попытки (чаще всего неудачные) отдельных лиц оформить документы. Мы же попытаемся обобщить практический опыт тех счастливчиков, которым удалось подать заявку, и особенно тех, кто уже получил долгожданный пропуск. То, что уже подано более 13 тысяч заявлений и выдано более 6 тысяч пропусков, говорит о том, что это таки возможно. При обобщении общих моментов получения пропуска мы также учтем одну важную особенность – условия для лиц, находящихся до «условной границы» и за ней, немного разнятся.
Пропуска разные Итак, в зависимости от направлений проезда территории разделены на четыре сектора, в каждый из которых нужен свой пропуск: сектор «А» – проезд в/из «ЛНР», пункт оформления пропуска – г. Старобельск; сектор «Б» – проезд в/из «ДНР» направления Донецк. Данный сектор предусматривает въезд в Донецк как с севера области по основной трассе через Курахово, так и с юга – из Мариуполя, пункт оформления пропуска – пгт. Великая Новоселка. сектор «С» – проезд в/из «ДНР» направления Горловка, пункт оформления пропуска – г. Артемовск; сектор «М» – проезд в/из «ДНР» направлений из Мариуполя в Новоазовск и Тельмановский район, пункт оформления пропуска – г. Мариуполь. Указанные пункты оформления расположены на территориях, контролируемых Украиной, поэтому юридически жители зон «ДНР» и «ЛНР» не могут к ним проехать без пропуска (на практике украинские военные иногда пропускают, но не всегда). Поэтому, для желающих выехать из «республик», пункты приема документов организованы на ближайших блокпостах по всем приведенным направлениям. Например, жители Донецка, Макеевки, Харцызска (сектор «Б») могут доехать до второго украинского блокпоста по Кураховской трассе или до блокпоста под Волновахой (мариупольское направление) и передать пакет документов дежурным.
После дневного сбора военные все эти пакеты все равно перевозят, в частности, в Великую Новоселку, где непосредственно и оформляются пропуска. Конечно, то, что для каждого сектора необходим свой пропуск, и оформляются они в разных населенных пунктах, существенно усложняет процесс как оформления, так и дальнейшего передвижения. Опять-таки возмущены официальные перевозчики – из-за боевых действий маршрут проезда меняется каждый день (бывают моменты, когда и на северный Славянск вместо сектора «Б» ехали через сектор «М» – южное мариупольское направление). Из положительного – пропуск выдается бесплатно.
Нюансы документов
Перечень документов, которые необходимо подавать для оформления пропуска, указан на сайте СБУ. Дополнительные детали описаны во «Временном порядке осуществления контроля за перемещением лиц, транспортных средств и грузов вдоль линии соприкосновения в пределах Донецкой и Луганской областей от 22.01.2015». Поэтому не будем их дублировать, а лишь отразим основные нюансы, с которыми столкнулись на практике.
Основной документ – это ваше заявление на оформление пропуска. Как ни странно, но бланки этих заявлений отличаются в зависимости от сектора (хотя суть единая). Но при этом каждый пункт оформления требует заявление в соответствии со своим образцом.
Бланк заявления для сектора «Б»:
Бланк заявления для сектора «М»:
Моменты относительно оформления заявления:
можно написать полностью от руки, можно набрать на компьютере, в идеале – вручную заполнить бланк (так и форма соблюдена, и образец вашего почерка есть);
можно подавать на украинском или русском языке, но в идеале – на украинском; ФИО начальника Координационной группы можно не указывать (так как они часто меняются);
свою фотографию к заявлению прикладывать не нужно (она есть в копии паспорта);
подпись должна соответствовать вашей подписи в паспорте;
подается оригинал заявления (теоретически, сканверсии документов можно подавать и на адрес электронной почты конкретного сектора, но пока о реальных результатах рассмотрения таких «подач» нам не известно).
Особое внимание в заявлении уделите указанию причин въезда/выезда. Именно на их основании (кроме того, что ваши данные проверят по базам МВД и СБУ) будет принято решение о целесообразности вашего передвижения. Каждая причина должна быть подкреплена соответствующим документом (нотариального заверенных копий пока не требуют). Судя по опыту бывалых, на мотивировки «в гости к друзьям/двоюродной сестре», «для получения пенсии на территории Украины», «посещение банка на территории Украины» сразу ответят отказом.
Вескими причинами являются:
выезд на фактическое место проживания (прилагается копия страницы паспорта с указанием прописки или справка из ЖЭКа о месте проживания, справка временного переселенца)
в связи с осуществлением трудовой деятельности на контролируемой/неконтролируемой территории (прилагается справка с места работы, на фирменном бланке предприятия с указанием всех реквизитов, заверенная мокрой печатью);
в связи с обучением (студенты должны приложить справку с места учебы, копию студенческого билета); для контроля и поддержания недвижимости на контролируемой/неконтролируемой территории (прилагается копия документа о праве владения – договор о купле-продаже, дарении и пр.);
посещение близких родственников («подходят» родственники по первой линии – мать, отец, супруг/супруга, дети; прилагаются копии свидетельства о рождении, о заключении брака и пр. Если мотив – посещение ребенка, обучающегося на контролируемой/неконтролируемой территории, опять-таки справка с места его учебы, копия студбилета);
если у вас есть ребенок возрастом до 16 лет, то в своей причине выезда/въезда можно указать именно его сопровождение; посещение мест захоронения родных и близких (здесь главная трудность – вы должны приложить копию документа, подтверждающего место захоронения);
прохождение курса лечения (нужна справка или курсовка медучреждения, готового вас принять на лечение); выезд за границу (приложить копии билета, путевки, загранпаспорта);
смерть или болезнь родственников, членов семьи (копия справки о смерти, в случае болезни – телеграмма, заверенная медучреждением).
Нужно учитывать, что в Координационных группах секторов документы принимают рядовые сотрудники, которые особо не вникают в написанное (они лишь проверяют правильность заполнения заявления и наличие копий базовых документов). У жителей территорий «ДНР» и «ЛНР» на блокпостах пакеты принимают в большинстве случаев дежурные военные, которые вообще не смотрят, что вы там насочиняли. А вот окажутся ли указанные вами причины вескими или нет – решать иным людям, с которыми у обывателей прямого контакта нет.
Что касается проезда детей:
пропуск выдается с 16-ти лет при наличии паспорта, а дети до этого возраста вносятся в пропуск родителей (к заявлению прикладываете свидетельство о рождении ребенка);
лучше вписать ребенка в пропуск каждого родителя, но для этого дополните пакет документов также ксерокопией паспорта супруги/супруга (об этом в официальном перечне не говорится, но при приеме документов требуют).
На личный автомобиль отдельного пропуска пока не нужно, документ оформляется только на авто, зарегистрированное на предприятие.
Также для оформления пропуска пока не требуется справка из военкомата для мужчин призывного возраста. Как отметил военный комиссар Краматорска Андрей Василенко на основании разъяснения Государственной пограничной службы Украины, «сегодня ни один нормативно-правовой акт не требует от мужчин призывного возраста получать в военном комиссариате справки для выезда за пределы того или иного населенного пункта. Такие ограничения могут вводиться только при военном положении. Сейчас оно в Украине не объявлено». То, что отдельные военкоматы выдают подобные справки, Андрей Василенко объяснил тем, некоторые призывники просто желают «перестраховаться».
Как сдавать
Личное присутствие при сдаче документов не обязательно. В пункт оформления пропусков их можно направить по обычной почте или курьерской доставкой (это подходит для проживающих на подконтрольных Украине территориях, т.к. в «ДНР» и «ЛНР» почта не работает) или передать через третьих лиц (лучше пользоваться услугами знакомых людей, иначе копии ваших документов в дальнейшем неизвестно как могут быть использованы).
Можно обратиться к услугам быстро образовавшихся «частных контор» – здесь у вас примут уже готовые документы (в Донецке стоимость от 100 грн) или проконсультируют и вы подготовите пакет «под присмотром» (дополнительно еще 50 грн, плюс затраты на копии), а затем вместо вас доставят все это в официальный пункт приема документов. В том же Донецке есть «фирмы» с прайсами 400-600 грн, но в эту цену входит и проезд для получения пропуска (так как он выдается лично в руки заявителю).
Для сравнения, в Алчевске («ЛНР») такие же услуги оцениваются в 600-700 грн. Увы, по факту «частники» гарантируют лишь то, что примут от вас документы, а довезли они их до места назначения или нет – вы не проверите. К тому же никакой гарантии, что на основании поданных документов вы получите долгожданный пропуск. Конечно, для полной гарантии, лучше подавать документы лично (если есть такая возможность).
Тогда учтите такие моменты:
Подготовьте полный пакет документов еще дома (на всякий случай сделайте резервный пакет);
Имейте при себе достаточное количество чистой бумаги, ручек, файлов, папок, т.к. в пунктах приема заявлений канцтоваров нет.
Там же для посетителей нет ксероксов, принтеров, сканеров. Рядом с официальными пунктами уже обосновались «лоточники», то есть подкупить необходимое можно, а вот на блокпостах, расположенных в полях, – увы; запаситесь необходимой провизией и теплыми вещами (на всякий случай захватите зонт), так как ожидать своей очереди, в основном, придется на улице.
К обеденному времени «кучность» на официальных пунктах приема документов сейчас достигает 300-400 человек. Но в течение дня, в основном, успевают принять всех. Если не успеете – в городах, где открыты пункты оформления пропусков, есть возможность остановиться на ночлег. Например, в пгт. Великая Новоселка предлагаются места в общежитии местного училища – всего 40-50 грн с человека. Конечно, в Мариуполе, Артемовске, Старобельске цены будут куда выше;
Если вы подаете документы на сотрудников предприятия, сразу уточните – в какой кабинет вам обращаться. О том, что документы от «частников» и предприятий принимаются в разных кабинетах, например, в той же Великой Новоселке нигде не указано, но это нужно учесть, чтобы зря не стоять не в своей очереди.
Как получать
Изначально срок рассмотрения документов и выдачи пропуска (или отказа в таковом) был заявлен 10 дней. Когда система начала действовать – срок увеличили до 14 дней. Сейчас предупреждают – не менее 20 дней, а то и более. В экстренных случаях (связанных с болезнью или смертью родных и близких) пропуск «по правилам» должны оформить в течение суток (для этого нужно обратиться лично к начальнику Координационной группы сектора, в котором вы оформляете разрешение на въезд/выезд).
Но если через 20-25 дней вам не перезвонили – звоните сами в тот пункт, где оформляются документы вашего сектора (все контакты приведены в конце материала). Этот звонок важен не только для того, чтобы узнать готов ли пропуск, но и чтобы понимать, где именно вам его забирать. Вообще-то в этой системе заявлено правило – «где сдавал документы, там и получаешь пропуск». Но не факт, особенно, когда документы сдавались «в полях» на блокпостах (правда, сейчас рассматривается возможность выдачи пропусков и на БП), или прежние пункты переносятся в другие города (как, например, получилось с Дебальцево, когда Координационный центр сектора «С» из-за боевых действий был передислоцирован в Артемовск).
И помните – получить пропуск вы должны лично при предъявлении паспорта и идентификационного кода. Здесь никаких третьих лиц. Исключение – наличие доверенности на получение (это касается пропусков, например, для инвалидов, лежачих больных и т.п.). Также «скопом» пропуска могут быть выданы одному доверенному лицу, когда подавалась «массовая» заявка на сотрудников предприятия.
Длительность оформления пропусков связана:
с большим наплывом заявок, которые просто не успевают обработать единичные сотрудники Координационных групп; с нехваткой бланков пропусков;
с «зависанием» компьютерной программы (сюда же – периодическое отключение энергосистем);
да и просто с человеческим фактором...
А пока нет пропуска
Выехать в Украину из «ДНР» и «ЛНР» без пропуска до сих пор можно. И вопрос не в коррупционной составляющей (хотя ее никто не отменял, и «договориться» если очень нужно – можно).
О беспрепятственном выезде из зоны АТО женщин, детей и инвалидов заявляло и СБУ, и МВД страны. И тому подтверждение разъяснения автобусных перевозчиков, соединяющих «республики» с Украиной: «Внимание, важная информация! С 03.02 «Донецк – Киев», ежедневно! Выезд без пропусков и справок для: женщин, детей, инвалидов, мужчины после 60 лет. Для остальных категорий граждан пропуск обязательно!»
Опять-таки гуманитарный вывоз людей через волонтерские организации, да и если едите частным образом с формулировкой «у меня дом разрушен, жить больше негде» – тоже впустят на украинскую территорию.
Еще вариант – в Украину через Россию. Граница между РФ с Донецкой и Луганской областями открыта. По направлению в тот же Ростов-на-Дону никаких «дотошных» блокпостов, пытающихся в каждом усмотреть призрак «сепаратизма». В общем, если раньше при финансовой и промтоварной «блокаде» дончане и луганчане ехали в РФ, чтобы получить денежные переводы, а также закупить продукты и медикаменты, то с введением пропускного режима – едут, чтобы попасть в Украину.
Например, автобусный маршрут «Донецк – Ростов-на-Дону – Харьков» сейчас весьма популярен. Стоимость 700-800 грн, зато без пропусков. Эти официальные «тропы» действуют на протяжении полугода, сейчас же пограничникам дана установка – не пропускать «республиканцев» в Украину через РФ без соответствующей отметке о предварительном выезде через официальный пограничный пункт пропуска. Но данное указание было и раньше. И что? При заезде автобуса «Донецк – Ростов – Харьков/Днепропетровск», при «поддержке» все той же коррупционной составляющей тут же по базе проводился мнимый «выезд» пассажира в РФ, и буквально через 30 минут – его «возвращение». Да, сейчас ситуация ужесточилась. Как? В зависимости от дежурного «пограннаряда» и повышения его «тарифа». Перевозчики знают – когда «нужные» заступают, и когда можно провозить своих пассажиров. Более «денежные» просто едут на Ростов (из Донецка стоимость на микроавтобусе от 225 грн, 3 часа в пути), а уже из Ростова самолетом (чуть более 1000 грн, 1,5 часа лету) – в любой аэропорт Украины.
Заключительные положения
Согласно данным Донецкой областной госадминистрации, с конца января официальный пассажиропоток из зоны АТО практически прекратился (в отдельные дни сокращение достигало 90 %).
Это вызвано введением пропускного режима – законопослушные граждане, подавляющее большинство которых не имеют пропусков, опасаются отправляться в поездки. Тем не менее...
«Пропуск сделала за деньги. Моталась в Киев. Жуткий город, ненавижу. Повстречалась с кем надо. Двинулась в Харьков. Потом в Запорожье. А они орут, что мы не пройдем! Я же прошла!» И подобными постами идеологических «республиканцев» соцсети пестрят также с конца января. А что говорить о профессиональных диверсантах, которые знают массу потайных троп через поля в обход блокпостов (если уже ушлые таксисты за особую плату предлагают провезти «без досмотра», то что уже говорить о специально натасканных на конкретные цели боевиках?) Конечно, вопрос безопасности между «мирной» и «военной» Украиной – номер один. Но насколько удалось его решить именно пропускной системой? Вопрос риторический... А то, что получили очередную волну озлобления обычных мирных жителей, которым местные СМИ во главе с российским ТВ талдычат о «гетто» и полной изоляции жителей Востока Украины, – это уже свершившийся факт.
КОНТАКТЫ (следите за обновлениями на сайте СБУ):
Координационный центр при штабе АТО: 092-318-05-05, 067-334-07-95, [email protected] Сектор «А».
Координационная группа Старобельского РО УМВД: Луганская обл., г. Старобельск, ул. Фрунзе, 20. Тел.: 066-092-36-04, 096-243-84-02, 06461-24-7-08, 06461-20-2-50, 063-912-67-05. [email protected] Сектор «Б».
Координационная группа Велико-Новоселовского РО УМВД: Волновахский РО ГУМВД Украины в Донецкой области, 85500, Донецкая обл., пгт. Великая Новоселка, ул. Пушкина, 30. Тел.: 097-258-38-47, 050-0350766, 063-555-26-75, 093-884-78-35, 0624-391-1-60, 0624-321-2-74. propusk_b@mеta.ua
Сектор «С». Координационная группа Артемовского ГО УМВД: Артемовский ГО ГУМВД Украины в Донецкой области, Донецкая обл., г. Артемовск, ул. Советская, 60. Тел.: 06274-40-0-92, 06274-40-3-48, 067-334-24-04, 063-375-85-18. [email protected]
Сектор «М». Координационная группа Мариупольского РО УМВД: Мариупольское ГУ ГУМВД Украины в Донецкой области, 87515, Донецкая обл., г. Мариуполь, ул. Георгиевская, 63. Тел.: 0629-540-2-02, 097-010-94-25, 063-169-37-81. [email protected]
«Горячая линия» Фискальной службы (для оформления грузов): 099-605-42-47, 099-368-33-46
Штаб АТЦ: 044-503-05-21, [email protected] «Горячая линия» СБУ: 0800-50-14-82
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин