В Украине стартует большая приватизация государственных предприятий. Ее главная цель — привлечь стратегических инвесторов, которые смогут обеспечить модернизацию и развитие. Кроме того, поступления в госбюджет от большой приватизации должны составить более 9 миллиардов гривен уже в этом году.
Но стоит ли продавать государственные активы и действительно ли новые владельцы будут развивать бизнес, а не разрушат предприятия? Возможно, сейчас не лучшее время для инвестиций и заводы продадут слишком дешево? Попробуем разобраться.
Почему приватизация — это хорошо
В Украине более 3 600 государственных предприятий. По сравнению с европейскими странами — это очень много. В соседней Польше их менее 60-ти, хотя было 8 500.
Но проблема не в количестве, а в качестве. Если бы все они работали хорошо и приносили прибыль, было бы уместно оставить их в госсобственности. Но, как показывает практика, государство в лице 96-ти органов власти, которые на самом деле управляют государственным сектором экономики, — неэффективный собственник.
По данным СБУ, в 2019 году работа госкомпаний принесла Украине 170 миллиардов гривен убытков. Такая же ситуация с убытками характерна для большинства стран со слишком большим государственным сектором и отсутствием постоянного источника доходов по типу нефти. Почему это происходит?
Большинство украинских предприятий рассчитаны на технологическое производство. Они нуждаются в постоянном обновлении оборудования, в новых контрактах и инвестициях. Кроме того, государство не может контролировать все объекты, потому многие из них связаны с теневыми схемами и коррупцией. Предоставить инвестиции, обеспечить модернизацию и эффективную работу — именно то, что могут и будут делать частные владельцы. Ведь от их вложений в собственное предприятие зависит развитие и прибыль.
Примерно тысяча из 3 600 госкомпаний давно не функционируют: остались лишь названия, а директора объявлены в розыск. Часть предприятий — банкроты и готовятся к ликвидации, а еще у трети долги превышают активы. Именно приватизация позволяет таким неэффективным объектам найти новых владельцев, которые будут эффективно развивать бизнес, создавать рабочие места и платить налоги.
Как происходит приватизация
Приватизация в Украине разделена на два направления. Объекты стоимостью до 250 миллионов гривен относятся к малой приватизации, а более 250 миллионов — к большой. На аукционы могут быть выставлены компании со всем имуществом, долгами и т. п., или же отдельное имущество: например, здания, автомобили, производственные площадки.
Сейчас приватизация — это именно продажа, а не просто передача в частные руки. Больше нет ваучеров, нет передачи пакетов акций за обещания инвестировать. Только аукцион, в котором могут принять участие все желающие. Информация об объектах находится в открытом доступе на сайте privatization.gov.ua, а торги проходят на ProZorro.Продажи. Таким образом, государство получает от приватизации реальную прибыль и стабильные налоговые поступления в противовес убыткам госпредприятий.
Если с продажей имущества, зданий и полуживых компаний все понятно — стоимость чаще всего составляется за квадратный метр — то с предприятиями уровня «Объединенной горно-химической компании», «Центрэнерго» или харьковского «Электротяжмаша» все сложнее. Стартовые цены здесь идут на миллиарды: «ОГХК» оценили в 3,7 миллиарда гривен. Именно большая приватизация должна обеспечить наибольший разовый доход для государства и дальнейший рост экономики.
Однако, сделав шаг назад, мы вспоминаем: почти все госпредприятия годами приходили в упадок и работали в интересах третьих лиц, а значит, их стоимость далека от максимально возможной. К тому же не следует забывать, что это крупные предприятия, где работают десятки тысяч человек. Поэтому перед непосредственной продажей такие объекты требуют подготовки.
Это точно не «распил»?
К приватизации госпредприятия готовит Фонд государственного имущества с привлечением инвестиционных советников. Ими проводится аудит и определяется реальная стоимость активов. Главная цель при подготовке — сделать объект максимально привлекательным для инвесторов.
Наиболее актуальный пример — «ОГХК». После передачи на приватизацию на предприятии уже несколько раз сменили менеджмент и активно взялись за разоблачение и искоренение коррупционных схем. Как результат — прибыль компании в 2020 году выросла в несколько раз. Также вдвое увеличилась сырьевая база, поскольку были получены необходимые лицензии на добычу руды. Между оценкой «ОГХК» сегодня и год назад разница в сотни миллионов гривен.
Теперь у компании есть четкий план развития и программа модернизации на годы вперед, но у государства нет достаточно средств для реализации этих планов. Эти средства есть у частного инвестора, а после реорганизации речь идет о готовом бизнесе, которым интересуются во всем мире. Государство получит максимум средств, а инвестор, уже вложивший миллиарды, заинтересован сделать компанию еще успешнее: обеспечить модернизацию, чтобы бизнес работал и приносил прибыль еще десятки лет.
В Харькове есть собственный пример предприятия, которое возрождает потенциал и превращается в ценный актив, — завод «Электротяжмаш». Его передали на приватизацию в конце 2019 года. За несколько лет до этого предприятие было почти доведено до банкротства: долги перед банками и поставщиками превышали один миллиард гривен, новые контракты не заключались, а на счетах оставалось всего два миллиона гривен. В начале 2020 года производство полностью остановилось, накапливались долги по зарплате. Вероятно, завод был бы просто утерян, если бы ФГИ не начал выводить «Электротяжмаш» из кризиса.
Что происходит на предприятии сегодня? Долги по зарплате ликвидированы, кредиты проходят реструктуризацию, заключены контракты на 1,6 миллиарда гривен. Завод впервые проходит сертификацию «Укрзализныци» и примет участие в обновлении поездов. Подписан меморандум на обновление электростанций Ирака по программе США: объем заказов должен составить более $50 миллионов.
Теперь есть уверенность, что предприятие не приватизируют за бесценок. Именно это и есть подготовка к приватизации: максимизация стоимости.
А чтобы полностью обезопасить предприятие от «распила» и упадка, кроме мотивации инвестора «отбить» средства существует другой рычаг влияния — приватизационные условия. Это обязательства, которые принимает новый владелец. Это могут быть обязательные инвестиции в модернизацию, запрет на сокращение работников, а также целый ряд других требований, устанавливаемых для каждого предприятия.
Следовательно, приватизация государственных предприятий позволяет избавиться от коррупции и создает условия для роста экономики. В свою очередь, эффективная подготовка и четкие приватизационные требования гарантируют максимальные поступления в бюджет, дальнейшее развитие бизнеса и сохранение рабочих мест.
Партнерский материал в сотрудничестве с ОО «Интерньюз-Украина»
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин