На прошлой неделе стало известно, что нижний ярус Свято-Покровского собора покрасили в синий цвет. Этот храм является памятником архитектуры и любые работы с ним согласно законодательству должны проводиться с разрешения департамента градостроительства и архитектуры Харьковской облгосадминистрацией, объясняет член Консультативного совета по охране культурного наследия при ХОГА Михаил Красиков.
«Несмотря на то, что здание принадлежит церкви, епархии, они обязаны согласовывать с департаментом», — подчеркивает Красиков.
Как сообщил глава департамента градостроительства и архитектуры ХОГА Юрий Фурсов, решение по покраске священнослужители не согласовывали с ведомством.
«Я написал письмо владыке (митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Онуфрию — ред.), указав на самовольное выполнение работ, на то, что не согласовано цветовое решение. Также предложил нашу помощь, если нужно будет определить цветовую гамму, разработать паспорт фасада, согласовать его в министерстве культуры (так как памятник национального значения это уровень этого ведомства). Владыка обещал подготовить ответ на ближайшую пятницу либо на вторник (на следующей неделе — ред.). Кроме того, мы, возможно, встретимся с подрядной организацией, которая предложила такие цвета и найдем решение правильное и более спокойное в цветовой гамме, сохранив при этом каноны» — объяснил Фурсов.
В соборе отказались прокомментировать ситуацию по телефону.
По словам архитекторов-реставраторов выбранный для обновления фасада цвет не соответствует стилю религиозной культуры Слобожанщины, для которой характерны белые тона.
«Сакральная архитектура всегда символична, и белый цвет — это символ духовной чистоты, непорочности. Если мы почитаем труды специалистов, то увидим, что синий цвет (тот, в который сейчас перекрашивают) родственен московско-российской традиции. Поэтому выбор такой колористики вызывает недоумение», — удивляется Красиков.
Архитектор-реставратор и действительный член Международного совета по охране памятников и исторических мест Владимир Новгородов заверяет: это не первый случай изменения внешнего вида храма.
«Все началось с позолоты куполов. Они не были позолочены изначально, но из-за существующей церковной традиции это было привнесено и сюда. Кровли, которые были выполнены в процессе реставрации в 1960-70-х годах, были уничтожены, на их месте возникли титанированные покрытия из нержавеющей стали. Также первоначально стены собора не были оштукатурены, фактура кирпичной кладки проявлялась», — отмечает Новгородов.
Порядок реставрационных работ закреплен в государственных строительных нормах.
«Сначала ведется научно-исследовательская работа по выявлению исторических ценностей этого памятника, его конструктивных особенностей, примененных технологий. Далее архитектор на основе этого материала готовит эскизный проект. Он утверждается местными органами охраны памятников (если монумент местного значения) или в министерстве культуры (если национального значения). После этого в Государственном архитектурно-строительном контроле получается разрешение на производственные работы и можно приступать», — объясняет доцент кафедры реконструкции и реставрации архитектурных объектов Харьковского национального университета строительства и архитектуры Владимир Лопатько.
Архитекторы направили главе ХОГА Юлии Светличной обращение с просьбой остановить покраску фасада и вернуть старинному храму первоначальный вид.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин