Пациенты харьковских поликлиник начали жаловаться на перебои в работе программы «Доступные лекарства». Якобы врачи отказываются выписывать рецепт на получение бесплатных препаратов, аргументируя это «отсутствием средств». Либо аптека отказывает в выдаче лекарств по рецепту.
С октября представители общественной организации «Волонтерская инициатива «Станция Харьков» мониторят ситуацию с доступом ко льготным лекарствам. Общественники зарегистрировали около 20-ти жалоб. Со сложностями столкнулась и семья руководительницы проекта Аллы Фещенко.
«Моя мама несколько месяцев получала рецепты от давления, а в октябре ей сказали, что до конца года, скорей всего, их не будет, что программа приостановлена», — рассказывает Фещенко.
Участники проекта принимают обращения по горячей линии, а также на личном приеме социального консультанта. По их словам, в частности, в поликлиниках №№ 11 и 25 пациенты жаловались на отказ выписать рецепт.
В случае отказа в рецепте они советуют идти к главврачу и требовать официальный отказ. Говорят, так проблема сразу решается. Сейчас общественники готовят обращения к местным властям и МОЗ с требованием разобраться в ситуации.
А вот харьковчанка Елена Рассказова получила рецепт на препарат от астмы без проблем. Перед тем как выписать документ, доктор позвонила в аптеку, где подтвердили наличие лекарства. С рецептом Елена отправилась за необходимой суспензией, но при получении столкнулась со сложностями. В аптеке вместо 20-ти штук предложили выдать только одну.
«Сказали, что препарат разобрали, хотя аптека находится через дорогу от поликлиники, и я туда пошла сразу после звонка доктора. Тогда я включила видеозапись и попросила объяснить, почему не дают лекарство. Девушка сразу закрыла кассу. Я тогда обратилась к другой сотруднице, и та сказала, что есть 10 небул, но они все равно должны забрать мой рецепт на 20. Я спросила, могу ли я получить часть сейчас, а остальные 10 позже, мне ответили отказом», — говорит Елена.
История Елены произошла в аптеке по адресу: улица Космическая, 25.
По словам заместительницы директора департамента здравоохранения Елены Головиной, местные власти не могут влиять на аптеки, так как это частные структуры. А вот перебои с выпиской рецептов действительно случались, но летом. Они были связаны с реорганизацией медучреждений в коммунальные некоммерческие предприятия.
Раньше аптеки заключали договора на компенсацию стоимости лекарств с медучреждениями. В связи с переходом на другую форму хозяйствования с июля счета последних были закрыты. С сентября распорядителем бюджетных средств стал департамент здравоохранения. Он заново начал процедуру заключения договоров с аптеками до конца года. Остаток денег, которые раньше были направлены на лечебные учреждения, перешли на счет департамента, и теперь он возмещает затраты аптек по программе.
Елена Головина уверяет, что задержек с перечислением денег аптекам и проблем с получением рецептов нет. Субвенции в 30,5 миллиона гривен, выделенной на Харьков, вполне хватит на весь год. К программе присоединились 40 аптек (всего по области — 504). Состоянием на ноябрь врачи выписали более 522 тысячи рецептов. Из них 442 тысячи — на препараты для лечения сердечно-сосудистых заболеваний.
Замдиректора департамента связывает недостаток лекарств в аптеках с сезонностью. Мол, по окончанию огородного сезона пациенты активно занялись здоровьем и больше стали обращаться за льготными препаратами.
«С аптекой заключается договор и помесячно распределяется, какую сумму они могут взять. И эта сумма доводится до поликлиник. То есть, они стараются на эту сумму выписывать рецепты. Иначе, если не контролировать деньги, они сразу растратятся», — объясняет замдиректора.
По ее словам, проблемы возникают, как правило, во второй половине месяца, когда учреждения уже успели исчерпать примерный лимит. Бесплатные лекарства заканчиваются, и остаются те, за которые нужно доплатить.
«Должна предупредить, что выписка рецептов будет закончена, скорее всего, в первую декаду. Последний отчет мы должны сдать 17-го декабря, чтобы вовремя перечислить деньги», — сказала Головина.
Сообщить о нарушениях в реализации программы «Доступные лекарства» можно на сайте Правительственного контактного центра или по телефону горячей линии 1545.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы быть в курсе свежих новостей.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин