Это партнерский материал
IT-школы не обучают тому, что будет актуально через пять лет. Они удовлетворяют спрос на текущую работу. Как ни парадоксально: сколько бы вы не читали о профессиях будущего, образование в сфере современных технологий не гарантирует успех в перспективе. Готовность учиться новому и развиваться в направлении, которое уж точно не заменит робот — вот на что стоит обратить внимание.
Об IT-образовании в Украине и о том, как вузам привлечь инвестиции, мы поговорили с руководителем направления образовательных программ EPAM Systems Ukraine, вице-президентом Ассоциации «IT Украины» Максимом Почебутом.
Что спровоцировало «бум» на IT-курсы?
Основной пик роста IT-школ пришелся на 2014—2015 год — последнее наиболее кризисное время украинской экономики. Масса активных людей либо потеряла работу, либо оказалась занятой в отраслях, попавших в кризисную волну. Рынок показал, что IT-отрасль динамичная, стабильная и может предложить рабочие места. Соответветственно, для этих рабочих мест нужны кадры. Университеты не всегда в полном объеме удовлетворяют эти запросы. Так сформировался рынок курсов, и, могу признаться честно, порой — нечистых на руку, которые снижали уровень IT-образования.
Технари против свитчеров
По-прежнему большой сегмент профессионального рынка занимают студенты и выпускники наших университетов с техническим бэкграундом. Но последние два-три года значительно вырос процент людей-свитчеров — тех, кто меняет специальность. Для этого, в первую очередь, необходим высокий уровень самомотивации, потому что входной порог для них гораздо выше, чем для технарей. Многое им нужно постигать с нуля.
Почивать на лаврах, даже если вы поступили в крутой, как вам кажется, университет и поймали удачу за хвост, слишком рано. Новый инженерный пласт составляет здоровую конкуренцию выпускникам технических специальностей. Они мотивированы, и вдобавок в сети для свитчеров есть огромный массив качественного контента. Главное — уметь искать и анализировать нужную информацию.
Многим кажется: «Вот я сейчас пройду курсы, и все будет хорошо». Как правило, такой стереотип формируют компании, заинтересованные в сотрудниках, готовых выполнять низкоуровневую работу. Но мир захватывает роботизация, искусственный интеллект, и в ближайшей перспективе неспециализированный труд уже не будет нужен. Основная задача сейчас — научиться делать работу, исполняемую только человеком.
Компания EPAM с 2003 года занимается инвестиционными образовательными программами в международных масштабах (с 2010-го — непосредственно в Украине). Мы инвестируем в собственный кадровый потенциал, сотрудничая с крупными университетами. Со временем появился отдельный сервис дополнительного образования. Все Junior-специалисты, которые попадают к нам, проходят через него. После окончания программы им требуется 8—12 месяцев, чтобы стать Middle-специалистом.
«Проблема диплома и первого рабочего места — не украинская, она мировая»
Два-три года назад глава корпорации IBM (одного из крупнейших в мире производителей и поставщиков аппаратного и программного обеспечения — ред.) заявил президенту США: чтобы работать в сфере высоких технологий, не обязательно иметь диплом о высшем образовании. Часть американских школьников вообще не стремятся поступить в университет, потому что многие дисциплины они могут изучить дистанционно.
Конечно, есть топ-10 американских университетов, куда все мечтают попасть. Однако, в отличие от наших вузов, там студенты получают не только технологические образование. Их учат быть инноваторами, людьми, способными создать свой бизнес, или, как минимум, за время учебы три-четыре раза обжечься на стартапе. В Украине только говорят об этом, а в США это работает десятилетиями.
Бизнес готов инвестировать в вузы. Но это встречное движение
Вспомните преподавателя, который вам запомнился из университета. Сразу на ум придет фамилия практика — либо он в бизнесе, либо рассказывал клевые кейсы: как он что-то продал, организовал, запустил. Наша компания обратила внимание на эту тенденцию и стала инициатором проекта EPAM Teachers Internship. Для теоретиков это возможность стажировки, чтобы конкретные кейсы они могли перенести в лекции. Уже более 200-т преподавателей прошли стажировку в Харькове, Киеве, Львове. В Харькове у нас было около 80-ти человек из крупных университетов.
Другая тенденция — когда компании сами ищут инструменты стимулирования своих инженеров, чтобы те шли в студенческие аудитории. Ведь, по большей части, это волонтерство, для меня в том числе. Каждый из нас должен нести какую-то социальную функцию. Проблема в том, что не каждый хороший инженер — отличный педагог. Поэтому наша компания запускает тренинги для сотрудников, объясняя, как подавать информацию студентам.
В студенческой аудитории есть 30—35% людей, которые пришли с четким желанием, еще 30% — ходят в университет, потому что мама отправила, остальные — абсолютно случайные люди. Когда инженер попадает в подобную аудиторию, он видит отсутствие мотивации и интереса, какой бы «рок-звездой» он не был, какой бы контент не показывал. Часть студентов своим безразличием демотивируют преподавателей. Поэтому университетам нужно думать: как стать привлекательным местом для специалистов, которые хотят поделиться своими знаниями и временем.
Активность вуза — главная его привлекательность. Создать красивую картинку непросто, ведь в университете элементарно может не хватать на это средств. Мы можем прийти в разбитую аудиторию, но, если увидим огонь в глазах декана, заведующего кафедрой и понимание коллектива, куда мы вместе придем, компания инвестирует и время, и деньги, и поможет наладить инфраструктуру.
Во время посещения Стэнфордского университета и Калифорнийского университета в Беркли я осознал важный принцип сотрудничества. Оно зиждется на доверии между тремя игроками: университетом, бизнесом и государством. Если мы говорим об инвестициях бизнеса в образование — он ждет возврата своих инвестиции. Это должно быть гарантировано законодательной базой, выполнением договоров, а не зависеть от уровня личных контактов. Часто относительно взаимодействия университетов и бизнеса хочется сказать государству: не мешайте, а просто послушайте, что нам надо.
Украина может стать восточноевропейским хабом технологического образования, если бы разработали государственно-частную стратегию. В Харькове, Киеве, во Львове, Одессе, Днепре есть много классных IT-инициатив от компаний, школ, крупных бизнесов, но нет общей стратегии для страны.
Тестирование, разработка, бизнес-анализ, управление проектами… Что выбрать?
Для начала — найдите в своем городе профориентационные мероприятия IT-компаний, зачастую они бесплатные. Можно никуда не ходить и участвовать в онлайн-семинарах. EPAM Ukraine недавно запустила несколько онлайн-конференций, где мы рассказываем о наших направлениях.
Сидя дома, можно сделать тестовые задания по программированию. И если вам это понравится, увидите хороший результат — ищите себя дальше. У нас можно пройти первичное тестирование. Что важно: в серьезных проектах мы ждем от кандидатов на позицию Junior уровень английского языка не ниже В1. Порой этот скилл важнее, чем знание языка программирования.
Футурологи пишут, что за время жизни человек может поменять профессию от трех до пяти раз. Четвертая цифровая революция, которую мы сейчас переживаем, увеличивает количество этих изменений. Способность к Lifelong Learning (обучению на протяжении всей жизни — ред.) — ключевое качество, которое должно быть у современных людей.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин