Концепция ненасильственного общения была разработана американским психологом Маршаллом Розенбергом в 60-х годах прошлого века. Сейчас его методы применяются в самых разных областях ― начиная с личного общения и заканчивая урегулированием общественных конфликтов.
Как выглядит ненасильственное общение?
В рамках ННО человек высказывает свою точку зрения уважительным образом. Он не угрожает, не обижает, не оказывает психологического вреда. Это сознательный отказ от насилия. Ненасильственное общение базируется на принципах взаимоуважения. В его рамках человек выражает свои чувства и потребности максимально нетоксично.
Что касается конфликтных ситуаций, то сам Розенберг предлагал изменить привычную стратегию поведения с реактивной на осознанную и сочувственную. В рамках ННО человек заботится о себе и своих потребностях, а во время диалогов избегает оценок и критики. Вместо этого он направляет внимание на факты, свои чувства и чувства оппонента, а также на его потребности.
Какие составляющие ненасильственного общения?
Существуют четыре составляющих модели ненасильственного общения: наблюдение, чувства, потребности и просьбы. Так, сначала человек выражает свои наблюдения, не прибегая ни к оценкам, ни к осуждению. Он просто указывает, что видит в тот или иной ситуации. Затем он описывает чувства, связанные с определенным действием: он расстроен, напуган, весел, удивлен или раздражен. И наконец, он говорит о том, как его потребности связаны с чувствами. А уже потом выражает определенную просьбу.
Например: «Я в последнее время замечаю, что ты все чаще повышаешь голос во время разговоров со мной. Мне это очень неприятно. Хотелось бы вести диалог в более спокойном и продуктивном русле. Ты мог бы разговаривать со мной спокойно?».
Как правильно следить?
Первая составляющая ННО заключается в том, что человек отделяет наблюдения от оценки. Он просто отслеживает все увиденное, услышанное или замеченное. При этом человек не добавляет к наблюдениям никаких оценок. Это позволяет ему четко и честно выразить себя перед другими людьми. В противном случае уменьшается вероятность того, что окружение уловит смысл высказывания. Вместо этого они могут слышать критику и даже сопротивляться любым просьбам и высказываниям. ННО не требует абсолютной объективности и полного отказа от оценки. Но подчеркивает необходимость отделить наблюдение от своих оценок.
Почему важно выражать чувства?
Второй компонент ННО ― это выражение чувств, что позволяет человеку устанавливать контакт со своими собеседниками. Это может помочь в улаживании конфликтов. В ННО проводится граница, с одной стороны, между настоящими чувствами, а с другой ― словами и выражениями, в которых описываются мысли, оценки и интерпретации.
Как сформулировать просьбу?
Люди часто не понимают, о чем их просят. Кроме того, негативная формулировка может спровоцировать сопротивление со стороны собеседников. Розенберг советует формулировать просьбы с помощью утвердительных высказываний. Они должны быть ясными и конкретными. Они должны описывать конкретные действия и демонстрировать истинные желания. А вот расплывчатые высказывания способствуют неразберихе.
Где мы можем применить навыки ННО?
Сфера применения навыков ННО довольно широка. Оно понадобится в личных отношениях, в семье, в учреждениях и организациях, в терапии и консультировании, в дипломатических и деловых переговорах, в любых спорах и конфликтах. Ненасильственное общение базируется на навыках, которые можно в себе развить.
Что нам дает ННО?
ННО помогает человеку наладить контакт как с другими людьми, так и с самой собой. Причем используется тот способ, который помогает развить его естественную способность к сопереживанию. Это позволяет человеку самовыражаться иначе и слушать других, сосредоточив сознание на четырех областях: что он наблюдает, что чувствует, что ему нужно и о чем просит других. ННО способствует более глубокому слушанию, уважению и эмпатии. Оно делает человека более альтруистическим.
Что блокирует сопереживание?
Некоторые способы общения отчуждают человека от естественного состояния сопереживания. По словам Розенберга, это моралистические суждения, сравнения и отрицание ответственности. Также он отмечал, что манера выражать свои желания в форме требований и мышления в формате «кто чего заслуживает» также блокируют сопереживания.
Что делать, когда во время общения захватили эмоции?
Первое, что следует делать в такой ситуации ― это сделать шаг назад и успокоиться. Это позволит не только сдержать негативную реакцию, но и избежать ситуации, когда под влиянием эмоций будет сделано или сказано то, о чем потом придется сожалеть. Ведь негативные эмоциональные реакции не решат проблему, а скорее сделают ее более сложной. А с «холодным» разумом будет возможность обдумать ситуацию перед тем, как действовать.
Другими важными аспектами ННО является критическое мышление, отказ от предубеждений и негативной оценки. Во время общения человек как бы выступает в роли наблюдателя относительно ситуации. Таким образом, он может объективно оценить происходящее. А также увидеть факты, а не свои интерпретации или суждения.
Что поможет понять других людей?
Здесь на помощь может прийти эмпатия и активное слушание. Важно в первую очередь дать человеку возможность высказаться. Стоит перефразировать слова собеседника, чтобы понять его чувства и потребности. Так можно будет четко сформулировать свое понимание позиции собеседника и получить определенное подтверждение с его стороны. Если этого понимания нет, можно задать дополнительные вопросы. Когда собеседник будет чувствовать себя услышанным, тогда он будет готов выслушать «нашу правду» и признать наши чувства и потребности.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин