В Харьковской литературной резиденции «Слово» состоялась презентация совместной книги писателя Сергея Жадана и художника Павла Макова «Постоянное место жительства». В ней объединены работы художников за последние 27 лет. Во время встречи с читателями Павел Маков поделился мыслями о состоянии культуры в городе и в Украине вообще. Мы записали главные тезисы художника.
О городе
Харьков для меня потерял свою силу, что у него была. У меня еще был какой-то луч надежды в начале 2000-х, но Харьков стал слишком запрограммированным. У нас город очень умеренных людей. Это очень прагматичное место, и вкусы только ухудшаются, к сожалению. Когда говорят, что Харьков — культурная столица Украины, то меня охватывает ужас. Давайте только на памятники посмотрим, что устанавливают. Это очень низкий уровень восприятия мира, где мы живем. К сожалению, памятник — это такая лакмусовая бумажка: с одной стороны, есть человек, который делает памятник, с другой — тот, кто платит. И заказчик — это представитель власти, ведь чтобы в городе что-то поставить, нужно все согласовывать.
В Харькове, полуторамиллионном городе, нет ни одного коллекционера современного искусства. Я могу привести примеры таких людей в Днепре, в Одессе, в маленьких городах — в Луцке, Ивано-Франковске. Я уже не говорю о Киеве или Львове. Их нет не из-за нехватки денег, а из-за отсутствия понимания, что это часть (нашей культуры — ред.).
Люди (которые находятся у власти — ред.) все воспринимают через призму денег. Это не плохо, деньги всем нужны. Но прагматизм харьковчан зашкаливает. В нашей среде есть очень талантливые люди, в том числе среди студентов. Это необыкновенно интересные, умные люди, но они не находят в Харькове места для себя и уезжают отсюда.
В городе деньги есть, в том числе — на культуру, но люди у власти по-своему ее понимают.
Об отсутствии поддержки искусства на государственном уровне
Украины нет на карте мира. Со мной могут спорить, но ее нет. Что такое культура? Если сравнить с человеком, это лицо и глаза страны. Если у вас есть атомная бомба, но нет культуры, то на вас, возможно, будут смотреть с ужасом, но вы все равно невидимы.
Художники, писатели рождаются как грибы в лесу: им ничего не надо, они растут просто так, а не потому, что их кто-то поливает. Я рисую не потому, что выучился: это единственное, что я хочу делать и не могу без этого жить.
Должна существовать государственная программа (по поддержке искусства — ред.). Художники, галереи, тот же Пинчук может открывать за свои деньги любой центр, но это частная инициатива. К примеру: когда Америка после Второй мировой войны поняла, что у них есть бренды в литературе, в музыке, а вот в изобразительном искусстве — нет, ФБР признало это как угрозу государственной безопасности и дало деньги.
Уровень многих людей, которые сегодня занимаются страной, к сожалению, слишком отстает от мирового уровня, необходимого, чтобы управлять государством.
Среди тех, кто сейчас у власти, многие эту землю вообще не любят, они рассматривают ее только как повод заработать денег. А пока мы себя сами не любим, нас никто не полюбит. Опять же, немецкое искусство покупают прежде всего немцы, а потом уже все остальные. Английское — англичане, американское — американцы, китайское — китайцы.
Есть генерация людей, которым примерно 35—45 лет. Они совсем другие, это не те, кто заработал первые деньги на разворовывании страны в 90-е. В основном это люди с интеллектуальным бизнесом (который базируется на том, что создали). В этой среде есть большая заинтересованность в визуальном искусстве; о литературе не знаю.
О собственном творчестве
Меня спрашивают постоянно: почему людей нет (на работах — ред.). Когда я рисую, прежде всего отвечаю на личные запросы, а они все касаются окружающей среды. Я пытаюсь ответить на них, изображая то, что вокруг меня. Прежде всего — пейзаж, в котором я нахожусь. Когда я начинал рисовать людей, у меня они получались какие-то никакие: я их не знаю, не могу десять раз рядом с человеком по улице пройти. К тому же, для меня город — это гиперчеловеческое окружение, потому что города без человека не существует.
Ігор Ісіченко: «Назва нашого останнього Майдану — Революція Гідності — не реалізована досі»
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин