Николай Скавронский с женой и ребенком не смог улететь из Мюнхена в Киев, потому что на борту не оказалось достаточно мест. При этом для опаздывающих пассажиров с другого рейса места нашлись. Пострадавшему уже помогает юрист, ведь теперь дело принципа — получить компенсацию за причиненные неудобства и моральный ущерб.
Компания-перевозчик извинилась перед семьей:
Это не ошибка. Это стратегия
Случившееся нельзя назвать нонсенсом. Замена самолета могла произойти из-за внезапной поломки. Тогда доставляется любой свободный транспорт, чтобы рейс состоялся. Но возможна и другая причина.
Овербукинг (сверхпродажа билетов) — обычное явление для всех авиакомпаний. Так перевозчики страхуют себя на случай убытков. Практика появилась более 60-ти лет назад, когда американские компании заметили: 10% пассажиров не являлись на посадку, позже требуя вернуть деньги за билет. В итоге приходилось возить пустые кресла и нести существенные денежные потери.
Маркетинговая стратегия подразумевает продажу большего количества билетов, чем предусмотрено мест в салоне, в расчете на то, что кто-то не воспользуется услугой. Однако всегда есть риск, что на посадку придет больше людей, чем может поместиться на борту.
В такой ситуации представитель авиакомпании ищет среди пассажиров добровольцев, готовых отказаться от запланированного полета в обмен на другой ближайший рейс или денежную компенсацию. Компании всегда дешевле оплатить добровольный отказ (англ. «voluntary denied boarding»), чем принудительный. Но если желающих уступить место не оказалось, договор о перевозке с одним из пассажиров расторгается.
На какую компенсацию рассчитывать?
Согласно воздушному кодексу Украины, перевозчик обязуется вернуть полную стоимость авиабилета в течение недели или отправить пассажира ближайшим рейсом либо позже, если потерпевший не против.
Размер компенсации за неудобства зависит от расстояния перелета и зафиксирован в документе ЕС №261/2004. Суммы действительны как для граждан Евросоюза, так и для украинцев:
- 250 евро для рейсов дальностью до 1500 километров;
- 400 евро для рейсов дальностью от 1500 до 3500 километров;
- 600 евро для рейсов дальностью более 3500 километров.
Авиакомпания может заплатить на 50% меньше, если предлагается замена маршрута альтернативным рейсом, время прибытия которого не превышает запланированное.
«В моей ситуации речь идет о 1200 евро (3 по 400 евро), но я бы на это согласился без скандала, если бы сразу там мне это предложили... А раз я уже тут — значит этого уже мало. Юристы работают над этим», — прокомментировал нам Николай Скавронский.
Сразу получить компенсацию наличными возможно, если представители компании находятся в аэропорту. В противном случае придется подождать и начать переписку с отделом по работе с клиентами (почтой). Желающим вернуть деньги надо быть готовыми к уточняющим вопросам от фирмы.
Бывший сотрудник контакт-центра одной из авиалиний Василий Дудник говорит: как правило больше месяца на это не уходит. Письменные запросы с жалобами обрабатываются регулярно.
При овербукинге специалист советует звонить в контакт-центр авиакомпании, не отходя от стойки регистрации или у “ворот” перед посадкой.
«Главное — доказать, что вы не опоздали на рейс, что вас не пропустили. Если билет оплачен, по правилам авиаперевозок вас должны доставить в пункт назначения. Если в этот же день не получается это сделать, обязаны забронировать гостиницу. Это все предоставляется бесплатно», — консультирует Василий Дудник.
По его словам, попасть в овербукинг больше шансов, если в посадочном документе заранее не указано место (обычно это платная услуга). Так ваше «рандомное» кресло может достаться кому-то во время регистрации в аэропорту.
Постоянные клиенты с VIP-картами автоматически имеют преимущество в такой ситуации. То же самое касается и тех, кто купил билет дороже, чем вы.
Гарантии нет, но…
Обезопасить себя от овербукинга можно. Регистрируйтесь на рейс через интернет и как можно раньше. Кто первый получил посадочный талон, тот гарантированно проходит на борт.
Планируете оформляться на рейс в аэропорту? Ни в коем случае не опаздываете.
В какой бы стране вы ни находились, обязательно сохраняйте посадочный талон при задержке или отмене рейса.
На путешествия в «горячий» сезон присмотрите популярные направления, куда самолеты летают каждый день. У выбранного вами перевозчика может не оказаться собственного борта на нужном направлении, но появится вариант пересесть на следующий рейс другой авиакомпании.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы быть в курсе свежих новостей.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин