Один за всех или все против одного. Как выжить в команде - Накипіло
Події

Один за всех или все против одного. Как выжить в команде

Самоотдача и профессионализм — это важно. Но успех ждет тех, кто не стыдится своих эмоций, не боится говорить о проблемах и потребностях и признает неудачи.

Лучше поздно, чем никогда — давно известное правило, которого мы не всегда придерживаемся. Проговорить проблему с коллегами, боссом или заказчиком на старте проще, пока нет ощутимых для всего проекта последствий. Но признайтесь честно: бывает же такое, когда написать электронное письмо на две страницы гораздо легче, чем позвонить человеку или поговорить лично? Опытные менеджеры и коучи настаивают: с этой привычкой надо скорее попрощаться.

Есть ТЗ, но это не точно

«Коммуникационные сбои лежат в корне 99% проблем в проектах. Самое страшное — это не спросить, — считает проектный менеджер в IT Максим Вишнивецкий. — Если вы опасаетесь, что вам не так ответят или вопрос посчитают глупым, поверьте: когда вы не спросите о чем-то и ваши действия приведут к проблеме в проекте, именно это окажется глупым подходом».

Распространенная ситуация — неправильно понял(а) техническое задание, и все, конец, работа накрылась. Кто-то на старте переспросит начальника, как действовать, если что-то в документе не ясно, но некоторые сотрудники не решаются задать вопрос. Своевременный разбор ТЗ убережет проект от краха, а коллектив — от бесконечных правок.

Нежелание просить о помощи — признак боязни показаться некомпетентным. В результате подобные опасения мешают специалисту развиваться. Будучи крутым профессионалом в своей сфере, вы можете не разбираться в смежных областях, и это нормально. Используйте знания и навыки сотрудников как дополнительный ресурс повышения квалификации. Ценность хорошего руководителя — в умении объединять разных специалистов и прокачивать soft skills друг друга.

«Чем больше вы продвигаетесь по карьерной лестнице, тем чаще будут возникать ситуации, с которыми вы никогда не сталкивались. Некомпетентностью станет именно попытка решить их старыми инструментами», — предостерегает Максим Вишнивецкий.

От идиллии до бунта один шаг

В офисе обсуждаются отвлеченные темы, эффективность работы падает, перекуры и обеды становятся длительными, и все реже коллеги зовут вас с собой… Похоже, назревает бунт. Если вовремя не выяснить причину саботажа ваших просьб и требований, это чревато распадом команды.

Недоверие могло сложится из-за поведения человека, ему не свойственного. Допустим, несколько лет вы трудились в одном отделе, и вдруг вас повысили. Для коллег вы теперь — босс, и будут ли они общаться как прежде, зависит именно от вас. Никто не отменял субординацию, но надеть «корону» и забыть о прошлых взаимоотношениях будет ошибкой. Как и боязнь проявлять эмоции. Радость, злость, удовлетворенность, агрессия, сочувствие — какой бы ни была реакция, она позволяет команде понять, что с ними работает не робот, а человек.

«Я часто встречал ребят, которые, становясь проектными менеджерами, пытались изменить эмоциональное поведение. Такие специалисты не всегда были успешны, — вспоминает Максим Вишнивецкий. — Сотрудники не понимают, как реагировать на те или иные слова руководителя. Команде приходится подстраиваться под него, вместо того, чтобы эффективно выполнять работу».

Мастер жестких решений

Ежедневно мы решаем множество дилемм, начиная с того, поехать на деловую встречу на метро или на такси, чтобы не опоздать, и заканчивая определением приоритетности задач. Жесткие решения практически всегда означают выход из зоны комфорта. Если для CEO корпораций это обыденность, то для новичков на руководящих должностях — регулярная борьба с собой и проверка на смелость. Прежде чем рисковать, определите, помогут ли принятые меры исправить ситуацию или же усугубят проблему.

В команде американской инвестиционной компании Bridgewater Associates есть правило: накануне важной сделки работник должен спросить себя: «Какие наши принципы здесь задействуются и как принять решение с их учетом?». Это касается также и намерений о приеме на работу, повышении в должности и увольнении.

Вестник плохих новостей

Кому из команды захочется быть этим «самоубийцей»? Под плохими новостями имеется в виду не только, к примеру, сообщение об ошибке дизайнера, чью работу уже сверстали и отправили клиенту, а теперь придется объясниться перед заказчиком. Сотрудник решил уволиться, не видя себя в выбранной сфере, компаньон заболел и попал в больницу минимум на месяц или ваша компания больше не может арендовать комфортный офис в центре города и коллектив ждет переезд в «каморку» подешевле и без окон — плохие новости сопровождают любую команду. Они касаются как конкретных людей, так и персонала в целом. Одна из обязанностей проектного менеджера — не бояться говорить об этом, а уж тем более скрывать информацию или врать, что все ОК.

Максим Вишнивецкий успокаивает: «Плохих новостей бояться не надо. Надо бояться отсутствия новостей. По моему опыту, не существует проекта, в котором ничего не выходило бы за рамки плана работы».

Как не «сгореть» на работе

Когда накапливаются страхи, возможно эмоциональное выгорание. Как говорит педагог-психолог Ярослава Матвейчук, опасаться выгорания не нужно, наоборот — это отличная подсказка команде, что пора пересмотреть подходы в работе, позаботиться о здоровье и климате на рабочем месте. Избежать его тоже вряд ли удастся в условиях плотной работы над проектом. Вспомните ощущение, когда были готовы с утра до ночи просиживать в офисе, стараясь довести работу до совершенства, брейнстормить с единомышленниками новые идеи и даже свободное время проводить с коллегами. При таком графике часто возникают конфликты, и, если правильно их разрулить, есть шанс сохранить нормальные отношения и получить незаменимый опыт.

«Эмоциональное выгорание — это своего рода защита организма, эконом-режим нашей психики. Он включается, потому что мы не живем в состоянии спокойствия, не всегда заботимся о себе, успеваем вовремя поесть и выспаться. Мы живем в постоянном стрессе и непростых условиях выживания, — объясняет Ярослава Матвейчук. — Этот режим делает нас менее продуктивными. Однако выгорание необходимо, ведь если я не замечу, что со мной что-то происходит, то, возможно, проигнорирую и серьезные изменения в организме».

Простой способ определить начальную стадию — обнаружить безразличие к работе и жизни вообще. У вас часто присутствует апатия, раздражение, снижается чувствительность к происходящим событиям, вы начинаете меньше сопереживать сотрудникам, стараетесь избегать шумных вечеринок и скопления людей, минимизируете общение с незнакомцами. От одной мысли, что завтра нужно идти на работу, портится настроение. Эмоциональное выгорание иногда сопровождается незначительным ухудшением здоровья — проявляются ОРВИ, грипп, простуда.

По словам психолога, выгораем мы из-за стресса, а привести к нему может маниакальное желание работать, когда перевыполнение планов заменяет нам личную жизнь, нормальный сон и питание. Со временем от усталости и нервозности работа перестает приносить удовольствие.

«В течение дня хорошо бы понимать, что вы чувствуете в тот или иной момент. Будьте честны перед собой. Подойдите к зеркалу и скажите: «Я злюсь, я просто в гневе!». Для кого-то физическое выражение стресса облегчает состояние. Можно пробежаться по улице, помять клочок бумаги и резко бросить его в стену, быстро порисовать ручкой в блокноте, а иногда в офисах даже висят боксерские груши. Но прежде всего важно выяснить источник стресса и понять причину: коллега выгорел из-за недоразумений в команде или из-за личных проблем? Не нужно быть психологом, чтобы увидеть плохое состояние всего коллектива или только одного человека. Я рекомендую обращаться к коучу, психологу или психотерапевту, чтобы быстрее справиться с этим», — советует Ярослава.

И снова мы возвращаемся к «золотому» правилу командной работы: больше говорите друг с другом. О первоочередных задачах и целях, о самочувствии, о возможностях для развития и нетворкинга. Порой достаточно пообщаться с одним сотрудником, чтобы всей команде стало комфортнее вести проект.

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО

Оперативні та перевірені новини з Харкова