Украинские предприятия после десятка лет застоя переживают настоящий ренессанс: специалисты запускают новые линии, расконсервируют цеха. 2 ноября стало известно, что Украина закупила линии для производства снарядов и гильз калибра 100-155 мм и начинает строительство патронных заводов. Мы решили вспомнить: какую необычную продукцию выпускали украинские заводы.
Харьковский машиностроительный завод «ФЭД»: фотоаппараты и детали для подлодок
«ФЭД» построили и запустили в 1927 году на базе Детской коммуны имени Ф.Э. Дзержинского под руководством педагога Антона Макаренко. Завод выпускал сверлильные машины и фотоаппараты «ФЭД», которые в дальнейшем стали легендарными.
Во время Второй Мировой завод эвакуировали в Сибирь и радикально перепрофилировали: он стал производить топливные насосы для истребителей Ла-5 и Ла-7, артиллерийские панорамные прицелы, окопные перископы и прицелы к снайперским винтовкам.
Когда война закончилась, на «ФЭДе» продолжили делать фотоаппараты, детали для истребителей и подводных лодок, а также секаторы, гидравлические резаки и смесители. А когда стартовала «космическая гонка», завод начал производство аппаратуры для авиационной и космической промышленности.
Сейчас «ФЭД» выпускает насосы-регуляторы топлива для самолетов и тормозные системы для жд транспорта.
Завод имени Малышева: паровозы, танки и снегоходы
Завод имени Малышева изначально был заложен как паровозостроительное предприятие в 1895 году. За первые 15 лет завод произвел огромное количество самой разнообразной продукции: паровозов и станков, насосов и компрессоров, сельскохозяйственных машин и двигателей внутреннего сгорания, а также первые танки.
В 1940 году конструкторы и рабочие предприятия создали средний танк Т-34 с дизельным двигателем В-2, один из лучших танков Второй мировой войны. А в послевоенный период тут впервые в СССР начали серийно производить магистральные тепловозы и дизели к ним.
В 50-70-е годы было запущено серийное производство танков нового поколения Т-64, тяжелых артиллерийских тягачей, тепловозных, судовых и стационарных дизельных генераторов.
А еще завод изготовлял первые отечественные антарктические тягачи-снегоходы «Харьковчанка», которые в конце 1958 года в составе 4-й Антарктической экспедиции доехали до Южного полюса. Такие тягачи продолжают работать в Антарктиде и в настоящее время.
Харьковский приборостроительный завод имени Т. Г. Шевченко: снаряды и крышки для люков
Завод имени Шевченко создал в 1900 году предприниматель Георгий Берлизов. Изначально завод производил изделия из литья, металлоконструкции и разнообразные инструменты. После Октябрьского переворота и его национализировали, наладили производство угольных сортировок, текстильных машин, элеваторов и транспортеров.
Во Вторую мировую завод поставили на военные рельсы: тут изготовляли минометы, авиабомбы, снаряды и пусковые ракетные установки для «Катюш». С 1949 года организовали выпуск приборов для «слепой» посадки самолетов и аппаратуры для космической техники: например, для первого искусственного спутника Земли.
Когда Украина стала независимой, спектр продукции расширился: завод начал выпускать детали для бронетехники, системы управления турбинами и первые в стране цифровые АТС. В конце 2000-х к ассортименту добавились светодиодные светофоры, крышки для канализационных люков и опоры для линий электропередач.
Львовский «Электрон»: телевизоры, трамваи и фасовка продуктов
При СССР завод производил телевизоры «Львов», часть их при этом шла на экспорт, и счетчики. После развала Советского Союза львовский «Электрон» продолжил выпускать «голубые экраны».
Кроме того, специалисты завода разработали и изготовили первый в СНГ полностью низкопольный трамвай, собственные троллейбусы и электробусы, автомобили для коммунальных служб, скорые» для сельской и горной местностей и запчасти к ним. Но и это еще не все: на «Электроне» фасуют сыпучие пищевые продукты для супермаркетов и магазинов.
Запорожская «Мотор Сич»: двигатели для самолетов и мясорубки
Завод начал деятельность с производства сельскохозяйственной техники. В декабре 1915 года компаниия «Дюфлон, Константинович и К» («ДЕКА») выкупила предприятие, и оно освоило выпуск двигателей для самолетов. Первым экземпляром стал однорядный шестицилиндровый «ДЕКА» М-100, его собрали в августе 1916 года. Такие двигатели устанавливали на «Илью Муромца», одного из самых больших бомбардировщиков Первой мировой войны.
Во времена СССР завод продолжил производство авиадвигателей, а также наладил выпуск двигателей для вертолетов и газотурбинных электростанций, которые изготовляет и по сей день.
А еще «Мотор Сич» уже более 20-ти лет выпускает изделия медицинского назначения, например, протезы коленного и тазобедренного суставов, и «товары народного потребления»: лодочные моторы, мясорубки и соковыжималки.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин