Член партии «Сила людей», эксперт института политического образования Александр Солонтай провел открытую встречу с харьковчанами на тему «Централизация или децентрализация Украины, что происходит?». Он рассказал об изменениях, которые произошли и, к сожалению, не произошли в этом направлении.
По мнению эксперта, децентрализация – это одна из ведущих реформ на пути к изменению жизни украинцев в лучшую сторону. Но, как показал социологический опрос, только около 40% населения понимают, что это такое.
Децентрализация – один из фундаментальных принципов системы государственного управления развитых стран. В ее истоках заложена идея того, что сужение круга задач приводит к повышению качества их выполнения и улучшению результатов работы. На основе такого подхода правительства развитых стран пытаются максимально разгрузить себя от локальных задач, которые гораздо более эффективно могут выполнять органы местного самоуправления.
Как правило, в развитых странах центральная власть оставляет за собой такие функции, как национальная оборона, макроэкономическая политика, денежно-кредитная сфера, судебная система, управление транспортными коммуникациями государственного значения. В свою очередь медицина, образование, коммунальные предприятия, пожарная безопасность, охрана правопорядка, благоустройство – все это передается на местный уровень. Конечно, это должно сопровождаться эквивалентным финансированием.
«Если убрать политическую подоплеку и страх наших чиновников потерять корыто, из которого они кормятся, и профессионально посмотреть на этот вопрос, то это именно та перспективная идея, реализация которой пойдет во благо государству и, что самое важное, во благо граждан этого государства, то есть каждого из нас», – уверен Александр Солонтай.
Эксперт отметил, сегодня мы не можем говорить, что никаких изменений не произошло. «Но даже самая активная часть общества мало знает о них. И это очень плохо. Потому что эти реформы могут не закрепиться, – подчеркнул член партии «Сила людей». – Сейчас мы живем в стране абсурда. Нам дали право выбирать президента, который решает глобальные вопросы нашего государства. Но права выбрать цвет стен в своем подъезде, график вывоза мусора, место расположение остановки общественного транспорта мы лишены. Кто-нибудь из вас выбирал директора детского сада у себя в районе, или руководителя дорожно-транспортного управления, или у вас когда-нибудь спросили, удобен ли график работы вашей поликлиники? И так далее. Это то, чему мы должны научиться – быть хозяевами своего дома, двора, города. Местное самоуправление – это не законодательная власть. Это власть территориальной громады. И служащие, которых вы нанимаете выполнять те или иные функции, подвластны исключительно вам».
Исходя из этого позитивно уже то, что в законодательство внесено изменение о праве каждого гражданина иметь свободный доступ к любой информации о деятельности местной власти. Только тогда, когда информация об их действиях опубликована в интернете, эти действия могут считаться законными.
Также в открытом доступе должны быть любые документы, имеющие исполнительную силу. Все, что имеет отношение к бюджетным средствам, гектары, квадратные метры – все решения должны быть опубликованы. Это называется пассивным доступом.
Граждане получили право и активного доступа. И если раньше приходилось доказывать свое право попасть на заседание горсовета или сессию, то теперь каждый гражданин имеет право прийти и убедиться в том, что вопросы, проголосованные на этих заседаниях, не нарушают интересов территориальной громады. «Люди в Харькове еще не поняли, что Харьковский городской совет – это их совет, а не данная кем-то сверху установка. Теперь другие правила. И для того, чтобы вас меньше обворовывали, не давайте им возможности принимать решения за закрытыми дверями. Любые препятствия к прозрачности действий местной власти являются противозаконными. Ходите на заседания горсовета. Другого способа изменить ситуацию нет», – призвал харьковчан Солонтай.
«Из негативного. Яценюком были внесены изменения в Бюджетный кодекс. Это налог на депозиты и военный сбор. Люди это проглотили. И те деньги, которые должны были уйти в местный бюджет, ушли в государство. И на сегодняшний день правительство еще больше «натягивает одеяло на себя». Там, где остались исполкомы, оставили 60% бюджета. А там, где люди отказались от этих структур, государство забрало все. То есть, вместо децентрализации фактически финансово ликвидировали местное самоуправление. Исправить это можно единственным способом – объединить территориальные громады села с городом», – проинформировал эксперт.
Безусловно, сделаны шаги вперед, хотя настоящего самоуправления на государственном уровне еще нет. Но в Украине был подписан (за час до подписания Минских договоренностей) исторический, по мнению Александра Солонтая, закон. В нем говорится о предоставлении отдельным неподконтрольным украинской власти территориям Донецкой и Луганской областей права создавать органы местного самоуправления. Начиная с того, что решать, на каких языках разговаривать, и заканчивая правом самим выбирать себе милицию и назначать генерального прокурора. Фактически они получили те права, за которые мы пока еще боремся.
Автор – Виктория Меженина
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин