Мужчина в коричневом пиджаке раскладывает перед журналистами распечатанные на альбомных листах фотографии. На фото — зеленая коробка с экраном и конструкцией для считывания карт и устройство, похожее на уличный автомат пополнения счета.
Это презентация системы единого билета для электротранспорта, а мужчина в пиджаке — руководитель компании-инвестора проекта Владимир Стариченко. 1 ноября 2017 года он презентует проект вместе с заместителем Харьковского городского головы по вопросам инфраструктуры Евгением Водовозовым. Стариченко показывает журналистам валидаторы и терминалы пополнения счета, говорит, что устройства устойчивы к вандализму, и проект начнет работу в конце ноября.
За год до этого, в октябре 2016 года город объявляет конкурс на инвестора для внедрения системы «Электронный билет». При этом обсуждение такой системы продолжается в течение семи лет: впервые ее обещал в 2009 году все тот же Евгений Водовозов, а в 2012-м горсовет даже рассказал о тестировании валидаторов. Однако потом эта тема забывается.
15 ноября 2016 город подводит итоги конкурса: инвестором становится общество с ограниченной ответственностью «финансовая компания «Платежный центр». На следующий день «Харьковский антикоррупционный центр» выпускает расследование, в котором заявляет: фирма-победитель аффилирована с Геннадием Кернесом.
Представитель «ХАЦа» депутат горсовета Игорь Черняк повторяет эту информацию на сессии городского совета и говорит, что именно из-за того, что тендеры и конкурсы выигрывают фирмы, близкие к Кернесу, в город не заходят другие инвесторы.
Кернес реагирует в привычной манере, уходя от ответа на критику и переводя разговор на обсуждение личности самого Черняка.
«Так, я прошу, Игорь Юрьевич, я уже вас столько раз слушаю: та компания — принадлежит этой компании, эта компания — принадлежит этой компании, эта компания — принадлежит этой компании! Я предлагаю сделать иначе. Давайте, Попович, можете организовать палку, на ней — табличку из пластика? Дадим ему графит, пускай он нам рисует схемы, а потом тряпочкой сотрет, и опять по-новой будет рисовать. Потому что это уже… Ну куда это движется? Есть люди, которые выиграли конкурс, есть люди, которые готовы вкладывать деньги, если мы примем данное решение? Есть? Пожалуйста, голосуем!», — ответил Геннадий Кернес.
61 депутат голосует за заключение инвестиционного договора, против — пятеро, еще шестеро воздерживаются. Город начинает готовиться к запуску. Общая стоимость проекта по инвестдоговору — 185 миллионов гривен, которые компания рассчитывает окупить за 10 лет, после чего все оборудование передадут в собственность Харькова.
На каждой станции метро планируют поставить по два терминала, на остановках наземного транспорта — терминалы E-ticket, но не на каждой. В трамваях и троллейбусах можно будет купить одноразовый билет, который, как и аналогичный в метро, будет действовать до конца дня. К апрелю 2018 года мэрия обещает возможность оплаты с помощью любой платежной системы мира, а еще — что стоимость проезда повышена не будет.
30 ноября городская власть начинает запуск системы: в 15:00 департамент по вопросам информации и связям с общественностью горсовета рапортует, что уже подключены 295 из 323 терминалов E-ticket. Ко дню запуска, который назначен на следующий день, обещают подключить все.
1 декабря все оказывается совсем иначе, чем рассказывали на пресс-конференциях: весь день в соцсетях и СМИ пишут о неработающих терминалах и отсутствующих или поврежденных валидаторах. Часть терминалов неизвестные залили монтажной пеной и клеем, некоторые валидаторы не были подключены к системе, у части из них — обрезаны провода.
Директор департамента по вопросам информации и связям с общественностью Харьковского горсовета Юрий Сидоренко утром 4 декабря заявил, что известно как минимум о 12-ти испорченных терминалах. Он предположил, что это может быть часть плана по срыву инновации в Харькове. Чьего плана — чиновник не уточняет.
5 декабря мэрия объявила о повреждении уже 25 терминалов, ущерб от действий хулиганов городская власть оценила в 500 тысяч гривен. 6 декабря в полиции открыли уголовное производство по ч. 1 ст. 194 Уголовного кодекса (“умисне пошкодження майна”) по факту повреждения 33 терминалов.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин