Кто-то фотографируется с рыбой вместо купальника, кто-то обливается ледяной водой, кто-то пишет душераздирающие личные истории. И это не кружки по интересам, это — флешмобы в соцсетях. Последние несколько лет это явление собирает в сети сотни последователей.
Что такое флешмобы, зачем они нужны и почему стали настолько популярными — медиапроект «Накипело» решил изучить проблему подробнее.
«Мгновенная толпа»
Флешмоб (от англ. «flash mob» — «мгновенная толпа») — это заранее спланированная массовая акция, в которой группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия и затем расходится. О теме и месте проведения флешмоба его участники договариваются в Интернете.
Зарождение флешмоба связывают с выходом в 2002 году книги социолога Говарда Рейнгольда «Умные толпы: следующая социальная революция», где автор предсказывал, что люди будут использовать новые коммуникационные технологии для самоорганизации.
Как ни странно, первый флешмоб (3 июня 2003 года в Нью-Йорке) так и не состоялся. Людям помешала заранее предупрежденная полиция.
Самым большим флешмобом за всю его историю пока что считается акция на открытии 24-го сезона знаменитого шоу Опры Уинфри 8 сентября 2009 года в Чикаго. Тогда массовая сходка насчитывала около 21 тысячи человек.
Сегодня флешмобы проводят не только на улицах, но и прямо за монитором компьютера — в соцсетях. Таким образом, онлайн мероприятие в считанные часы собирает сотни или даже миллионы участников по всему миру.
Желание приобщиться
«Это просто возможность почувствовать себя частью чего-то большего, полезного и социально значимого», — комментирует психолог Игорь Кочарян феномен онлайн флешмобов.
Только не все из них можно назвать социально значимыми, больше — развлекательными.
Даже если вы не читали книги о Гарри Поттере (да, такие люди еще есть), то могли присоединиться к популярному тренду #HarryPotterand. Старт флешмобу дал преподаватель высшей школы экономики Арсений Хитров на своей странице в Facebook. К теме курсовой работы он добавил фразу «Гарри Поттер и...», превратив студенческую работу в сказку Джоан Роулинг.
В сети появились фото обложек художественных книг, инструкций, учебников, газет, документов с этим хэштегом. Комичность постов усиливалась серьезностью заголовков текста. Незамысловатая акция показала, как необычно работает человеческая фантазия при использовании имени привычного всем персонажа.
Под хештегом #fishbras в Инстаграме можно обнаружить сотни фотографий полуобнаженных девушек на рыбалке. Барышни демонстрируют улов, используя пойманную рыбу вместо купальника. Получается забавно, когда размер рыбы соответствует параметрам груди самой рыбачки. На отдельную страницу в Инстаграме, посвященную этим снимкам, подписано более 100 тысяч пользователей.
Участвуешь — решаешь личные проблемы
«Кроме социального значения, флешмобы имеют еще и глубокий индивидуальный смысл. Например, если человек выражает свою позицию, участвуя в каком-нибудь флешмобе, он параллельно может решать свои психологические проблемы, к примеру, одиночества, изоляции от окружения и нереализованности социальных потребностей», — считает Игорь Кочарян.
Хештег #яНеБоюсьСказати по-настоящему прогремел в украинском Facebook. Волна историй, в правдивость которых некоторые отказывались верить, на несколько дней захлестнула социальную сеть и вылилась на страницы новостных изданий и экраны телевизоров. Пожалуй, впервые в нашем обществе так откровенно заговорили о давней и «стыдной» проблеме.
Многих эта откровенность шокировала, некоторые блогеры даже высказали мнение, что акция проплачена. Основательница флешмоба Анастасия Мельниченко начала с себя, описав несколько неприятных историй из собственной жизни. Через короткий промежуток времени автора поддержали тысячи украинок, которые одна за другой рассказывали истории, порой достаточно жуткие, о перенесенных ими сексуальных домогательствах или насилии. Отреагировали и мужчины, правда, не все представители сильного пола посчитали уместным делиться подобными рассказами в сети. В итоге — на Анастасию пожаловались пользователи ресурса, и ее страницу заблокировали.
По аналогии в Facebook запустили акцию #яНеБоюсьПомирати. В записях рассказываются истории о гибели украинских военных в войне на Донбассе. Первый пост с таким хештегом появился на странице командира взвода 122-го батальона 81-й десантно-штурмовой бригады Маси Найема. Идею быстро подхватили неравнодушные украинцы.
«Психологическая опасность таких явлений заключается в том, что человек избегает решения реальной проблемы и снимает напряжение, необходимое ему для ее осознания, начала активных действий по изменению себя и своего поведения», — считает психолог.
Мировая скорбь как тренд
Je suis Charlie — слоган и одновременно траурный флешмоб, ставший мировым символом осуждения нападения исламских террористов на редакцию французского сатирического журнала Charlie Hebdo, в результате которого погибли 12 сотрудников редакции. Сайт издания из-за происшествия отключили, а после включения единственная страница на нем содержала надпись Je suis Charlie («Я — Шарли») на черном фоне. Фразу начали цитировать пользователи Twitter, затем она распространилась на весь Интернет. Фотографии теракта с сочувствующими комментариями охватили самые популярные соцсети и находились в топе на протяжении почти двух недель. О ситуации в Париже быстрее можно было узнать не от журналистов, а из ленты новостей Facebook по соответствующему тегу.
После одного громкого события все мировое Интернет-сообщество не на шутку возмутилось, и многие страны всерьез задумались о своей безопасности.
Похожий флешмоб — #PrayForUkraine — запустили в сети ранее во время повышенного внимания Европы к событиям на Майдане в Киеве, на Донбассе и в Крыму.
«Конечно, мировая скорбь в форме флешмоба уместна, но согласитесь, если человек проявляет такую чуткость к Франции, а к другим странам, и в том числе к своей, не проявляет — это странно. Здесь стоит самому человеку задуматься: возможно, он хочет показать нечто иное, нежели выразить просто солидарность», — считает психолог Игорь Кочарян.
Обливание ледяной водой развивает науку
Деньги, собранные от участников самого «мокрого» флешмоба #Ice Bucket Challenge, направили на исследование человеческого гена NEK1, мутация которого вызывает неизлечимые генетические заболевания, одним из которых страдает в том числе Стивен Хокинг. Организаторам в США удалось собрать сотни миллионов долларов, которые использовались для финансирования нескольких групп ученых, занимающихся изучением этого гена.
Кому это бывает выгодно
Флешмобы в соцсетях сегодня активно используют в рекламных технологиях. Например, компания Coca-Cola, выпустив бутылки с именами, попросила покупателей делать фотографии с их продукцией и выкладывать фото с хештегом #моя_кокакола.
Похожий метод перенимают различные заведения. Например, кафе, которые продают напитки «с собой». Организаторы действуют по принципу: сделал фото с чашкой кофе — выложил снимок на своей страничке и не забыл про нужную пометку. При помощи этого тега потенциальные посетители кафе смогут без проблем найти его адрес в Интернете.
Украинцы запустили новый флешмоб
На прошлой неделе в Фейсбуке стартовала акция #пустітьуреанімацію. Пользователи выступили за доступ родственников в реанимации по всей Украине. Причина флешмоба — депутаты Верховной Рады сослались на опасность, которую могут нести неподготовленные люди во время работы медперсонала. Флешмоб также поддержали в Харькове. Врачи, бывшие пациенты реанимации и родные больных категорически против такого запрета, о чем массово пишут в соцсети.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин