Ко дню защиты прав потребителей мы рассказываем о том, какие права у вас есть и что делать, если их нарушают.
Вы случайно разбили товар, стоящий на витрине магазина
Если администрация требует от вас оплаты разбитой бутылки, не соглашайтесь — во-первых, нужно доказать то, что разбита она именно по вашей вине, а не потому что в супермаркете специально выставили неликвидный и дорогой товар так, чтобы при малейшем касании он разбился. Аргументируйте свою позицию статьями 323 и 668 Гражданского кодекса, по которым риски за случайно поврежденное имущество лежат на его владельце — в данном случае на магазине.
Если охрана или администрация настаивает на возмещении стоимости разбитого, не платите ничего на месте и требуйте составления акта о нанесении ущерба и предоставления доказательств вашей вины. В самом акте должны быть ваша подпись, подпись представителя администрации и подписи свидетелей происшествия. Дальше — пусть акт передают в суд, чтобы служители Фемиды разбирались, кто должен заплатить за убытки.
На входе в супермаркет от вас требуют положить сумку в камеру хранения
Вы не обязаны оставлять свои личные вещи в камере хранения супермаркета, и точка. Проходите мимо охранника и совершайте покупки. Постановление КМУ № 833 прямо запрещает требовать сдавать личные вещи, кроме тех, которые продаются в магазине.
Вы все же не послушались нас, КМУ и здравого смысла и положили сумку в камеру хранения, а она исчезла
Обращайтесь в администрацию магазина, требуйте возмещения убытка и звоните в полицию с заявлением о краже. Как только вы сдали сумку в шкафчик и закрыли его на ключ, ответственность за ее сохранность лежит на магазине. Согласно ст. 951 ГК Украины администрация должна возместить вам стоимость вашей сумки и всего,что было в ней. Кстати, табличка о том,что администрация не несет ответственности за сохранность вещей, не имеет никакой юридической силы.
При выходе из магазина охранник требует у вас показать содержимое сумки или чек
Чек, как и купленные вами товары — это исключительно ваша собственность. Охрана может только попросить вас показать, что у вас в сумке, а вы, соответственно, можете отказаться и пойти дальше.
В магазине вас обвиняют в краже и пытаются досмотреть ваш рюкзак
Не отдавайте рюкзак и не давайте себя обыскивать. Пытаясь вас досмотреть, сотрудники супермаркета нарушают ст. 264 КУоАП. Если вас пытаются задержать, вызывайте полицию и не идите с охраной ни в какие подсобные помещения.
Вам пытаются отказать в предоставлении услуг или продаже товара без объяснения причин
Магазин взял на себя обязанность продать товар любому, кто обратится в данную торговую точку. Следовательно, немотивированный отказ это делать нарушает ч. 4 ст.633 Гражданского кодекса Украины и магазин должен возместить вам убытки, которые вы понесли из-за такого отказа.
Вы купили туфли, а придя домой, обнаружили, что у них отклеивается подошва
Нашли дефекты во время гарантийного срока — возвращайтесь с чеком в магазин и требуйте замены товара на аналогичный либо возврата потраченных вами денег. Это предусматривает ч. 1 ст. 8 Закона Украины «О защите прав потребителей». Если администрация отказывается возвращать стоимость или заменять вам туфли на новые — пишите жалобы в жалобную книгу и общество защиты прав потребителей. Если в магазине висит табличка «Товар обмену и возврату не подлежит» — не обращайте внимания.
В магазине, куда вы пришли, чтобы сдать бракованный товар, вам говорят, чтобы обращались к производителю
Стойте на своем: закон на вашей стороне. Согласно ч. 3 ст. 8 Закона Украины «О защите прав потребителей» вы можете сами выбрать, от продавца или от производителя требовать замены некачественного товара.
На кассе вам называют цену, которая больше, чем указана на ценнике
Не ведитесь на рассказы кассира про то, что в магазине переоценка и не везде успели повесить новую стоимость. Вашу покупку Гражданский кодекс расценивает как заключение договора купли-продажи, а цена на ценнике является одним из условий такого договора. В итоге — вам либо продадут товар по той цене, что вы увидели, либо откажутся продавать вовсе.
Вы сняли с полки бутылку воды, открыли ее и отпили
Пока товар не оплачен, он находится в собственности магазина, следовательно, его работники попросят вас заплатить за выпитую воду. Если вы откажетесь, они имеют полное право вызвать копов.
Вы спускаетесь в метро, но у вас нет мелких купюр
Если вам нужно проехать в метро, а у вас в кошельке нет мелочи, обращайтесь к дежурной у входа на станцию — она и разменяет вам деньги. Если у нее лично нет разменных средств — она пойдет менять у коллег или пассажиров: в 2013 году Антимонопольный комитет обязал харьковское метро предоставлять возможность размена.
Если работники метро отказываются менять деньги, пишите жалобу в АМКУ.
Вы фотографируете товары в магазине
Ну и снимайте себе на здоровье. Если вам пытаются запретить это делать — апеллируйте к ст. 34 Конституции, согласно которой вы можете свободно собирать информацию (в том числе и фотографировать) везде, кроме мест, где это прямо запрещено законом (супермаркеты в этот перечень не входят). Кроме того, вы можете сослаться на ст. 50 Конституции, по которой вы имеете полное право получить доступ к информации о продтоварах и свободно ее распространять.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин